В губернской столице возбуждено уголовное дело в отношении банды угонщиков. В течение нескольких лет группировка из пяти человек терроризировала автовладельцев. Информация о том, сколько человек стали жертвами преступников, пока не разглашается в интересах следствия.
Согласно материалам следствия, преступники безнаказанно воровали машины почти четыре года подряд. Лидером банды был 40-летний мужчина. Именно ему в мае 2006 года пришла в голову мысль создать преступную группировку из пяти человек. Бандиты нападали на автовладельцев и похищали их автомобили. Причем нападение чаще всего было вооруженным. «Данная устойчивая вооруженная группа совершала разбойные нападения с целью завладения транспортными средствами, денежными средствами, а также кражи автотранспортных средств и убийство», – говорится в официальном сообщении Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (СУ СКР) по Самарской области.
«Их задержали в марте 2010 года, – рассказал старший помощник руководителя СУ СКР по Самарской области Владимир Рязанцев. – Недавно было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 209 уголовного кодекса России (бандитизм). Сейчас в отношении участников банды судом избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств преступной деятельности злоумышленников».
И таких группировок в Самаре сейчас немало. Так, с начала года увеличилось число угонов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе 2011 года своих автомобилей лишились 136 владельцев, только 47 из них получили свое имущество назад.
По итогам 2010 года самый угоняемый автомобиль в Самаре – это «Lada Priora». Всего за год было похищено 1529 автомобилей. 459 из них – «Приоры». Второе место занимают ВАЗ-2114. Их за год угнали 258. А вот владельцам дорогих авто можно не беспокоиться – иномарки воров не привлекают. Их в Самаре почти не угоняют.
«Водители должны позаботиться о противоугонных мерах, – рассказывает старший инспектор по розыску отдела ГИБДД г. Самары Аркадий Языков. – Наивно думать, что электронная сигнализация может остановить угонщиков. Машины с сигнализацией уезжают за 8-9 секунд. Вот недавно была кража у магазина «Ашан». На видео можно увидеть, что владелец только зашел в магазин, а его машина уже уехала. Поэтому обязательно надо ставить и сигнализацию, и механические блокираторы. Тогда появляется шанс, что воры просто поленятся возиться с этим блокиратором и найдут поблизости такую же машину без него. Также можно нанести на машину аэрографию. Опять же логика такая – зачем возиться с перекраской машины, если рядом стоят машины без аэрографии и можно угнать их? Помочь в задержании угонщиков могут и рядовые горожане. Как правило, люди знают своих соседей, знают, на каких машинах соседи ездят. А воры сейчас, когда дороги заснежены и до гаража не так-то легко добраться, часто бросают машину в каком-нибудь дворе с целью потом за ней прийти. И если во дворе появилась незнакомая машина и стоит она уже дня 2-3, то жители могут позвонить в 02 и проверить, числится она в угоне или нет».
По словам Аркадия Языкова, угонщики в Самаре бывают разные – кто-то строит целый преступный бизнес, а кто-то просто угоняет машину, чтобы покататься пару часов и бросить ее где-нибудь. Поэтому нужно соблюдать простые правила. Есть нехитрые меры защиты своего автомобиля. Правда, ставить капкан, как в фильме «Берегись автомобиля», не стоит – можно и самому попасть на скамью подсудимых.
В ГИБДД говорят, что проще всего избежать проблем, связанных с угоном, если купить автомобиль, который не числится в рейтинге самых угоняемых. Так, не советуют покупать «Lada Priora». Сейчас цена новой «Приоры», по данным сервиса «Автообъявления», колеблется о 304 до 408 тысяч рублей. За эти деньги можно купить Kia Spectra 2008 года, Chevrolet Lacetti 2008 года, Hyundai Getz 2008 года
«Самое главное – выходя из машины, закрыть все двери и окна, – говорит автовладелец Юрий Смирнов. – Вроде банальный совет, но вот посмотреть, сколько машин угоняют из-за рассеянности водителей, и уже не так смешно. Естественно, нужно забрать ключи зажигания и все документы. Я, к примеру, еще на всякий случай промаркировал стекла и кузов. А вообще один знакомый сам противоугонку сделал. Выкрутил салонный блок предохранителей, разрезал один из двух проводов, которые идут сзади блока к предохранителю, пополам, вывел от них провода на кнопку, провода и кнопу спрятал в салоне. Если кнопка отключена, то электрический бензонасос не подает топливо, и машина не заводится».
Больше всего соблазнов у угонщиков вызывают машины, которые одиноко стоят во дворах. Те автовладельцы, которые оставляют машины в гараже или на парковке, рискуют меньше.
Если все же кража произошла, то тут, говорят в ГИБДД, мешкать нельзя. Сначала нужно позвонить на номер 02, а потом уже можно жаловаться друзьям и знакомым. Тогда есть шанс, что машина еще находится в движении, и ее можно найти. Чем больше времени прошло от момента угона до момента подачи заявления в ГИБДД, тем меньше шансов вернуть свое имущество. За несколько часов угонщики могут разобрать автомобиль на запчасти.