АвтоВАЗ разрабатывает собственную программу утилизации автомобилей. Государственная программа близка к завершению. Последние 40 000 сертификатов планируют раздать до июля.
В начале марта стало известно, что сертификаты государственной программы утилизации автомобилей закончились. Однако директор департамента автопрома Минпромторга РФ Алексей Рахманов сообщил, что остались еще 30-40 тыс. сертификатов, от которых отказались покупатели. Их планируют выдать до июля. Программа утилизации была разработана как мера поддержка отечественного автопрома на время кризиса. В 2009 году продажи легковых автомобилей в России снизились вдвое. Тогда в Минпромторге разработали программу утилизации автохлама, запустили ее 8 марта 2010 года. На реализацию проекта из федерального бюджета выделили 11 миллиардов рублей. В августе 2010 года начался второй этап программы, на который направили еще 10 миллиардов рублей.
Программа оказалась весьма популярной среди россиян. С начала ее действия выдали около 500 000 сертификатов. Суть программы в том, что можно сдать старый автомобиль на утилизацию в автоцентр, который участвует в программе, получить сертификат на 50 000 рублей и потом в этом автоцентре приобрести новое авто с учетом суммы сертификата. По условиям, можно сдать автомобиль отечественного или импортного производства старше десяти лет общей массой не более 3,5 тонны. При этом машина должна находиться в собственности сдающего не менее года. Автомобиль может быть и не на ходу, но должен быть полнокомплектным, то есть иметь сиденья, аккумулятор, шины и диски, выхлопная система, двигатель, трансмиссия и навесные агрегаты, элементы остекления, топливо, технические жидкости.
«Продолжение программы пока не планируется, за исключением нового эксперимента по утилизации грузовиков и автобусов, – сообщают в пресс-службе Минпромторга РФ. – По состоянию на октябрь 2010 года выдано 400 тысяч свидетельств об утилизации, продано более 320 тысяч автомобилей, передано клиентам более 250 тысяч автомобилей. До получателей доведено порядка 11,6 миллиарда рублей».
В свою очередь заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев рассказал, что российская программа утилизации стала одной из лучших в мире. А по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, благодаря этому проекту в 2010 году продажи легковых автомобилей в России выросли в 1,5 раза – до 2,24 миллиона штук, по сравнению с 2009 годом.
Между тем эксперты высказывают опасения, что завершение программы может привести опять к снижению продаж автомобилей. Особенно негативно это может сказать на экономике АвтоВАЗа, для поддержки которого, в первую очередь, эту программу и создавали.
Среди автомобилей, приобретаемых по программе утилизации, лидирует LADA, на долю которой приходится порядка 80% от общего числа покупок по утилизационной программе. Второе место занимает продукция Renault (7,6%), далее следуют Skoda (2,7%), Ford (2,35%), Chevrolet (2,23%), ГАЗ (1,96%), УАЗ (1,57%) и FIAT (1%). Из отечественных машин наиболее популярны «Приора» и «Лада Калина». По данным сервиса «Автообъявления», их стоимость составляет от 268 до 355 тысяч рублей и от 250 до 310 тысяч рублей соответственно).
«Программа утилизации оказала колоссальное воздействие на спрос продукции АвтоВАЗа, – считает директор по исследованиям маркетингового агентства «ABARUS Market Research» Вера Никольская. – В России количество людей, для которых сумма 50 000 имеет решающее значение при покупке автомобиля, очень много. Программа свертывается, но желающие еще остались. Официальных заявлений о продлении программы нет, возможно, государство сначала посмотрит, как будет вести себя спрос на отечественные авто в отсутствии «допинга». Но в случае откровенных проблем со сбытом, скорее всего, какие-то подобные инструменты снова будут внедряться. Судя по всему, об этих инструментах надо думать уже сейчас».
АвтоВАЗ решил не испытывать судьбу и заявил о том, что планирует внедрить уже в этом году собственную программу утилизации. «Мы почти 50% продаем по программе утилизации, из них половина могла бы быть коммерческими продажами», – сообщил вице-президент по продажам и маркетингу ОАО «АвтоВАЗ» Артем Федосов. – В отличие от государственной, наша программа позволила бы принимать в утиль старые машины не только у частных, но и юридических лиц».
О деталях вазовской программы пока не сообщается. «О запуске собственной программы утилизации говорить преждевременно, – сообщил начальник пресс-центра ОАО «АвтоВАЗ» Александр Шмыгов. – АвтоВАЗ пока только начал работу над ней». Между тем в компании сообщили, что не исключено очередное повышение цен на продукцию во втором полугодии.
Кстати, по данным агентства «Автостат», наибольшее число сертификатов выдано в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. На четвертом месте – Тольятти. Там выдано более 10 000 сертификатов. Всего в программе утилизации участвуют более 200 городов России.
Фото: Фото с сайта Forum.autoua.net