По мнению экспертов, рынок продаж автомобилей перестал зависеть от мер господдержки. Правила игры на нем определяют условия выдачи автокредитов.
В мае 2008 года был зафиксирован своеобразный исторический максимум: из 264,3 тыс. проданных в России машин 56% было реализовано в кредит. В период активной фазы кризиса уровень продаж автомобилей в кредит сократился до 15%.
Спасать рынок начало государство. Сперва была запущена программа льготного автокредитования. Чуть позже к ней добавилась и программа утилизации автомобилей. В рамках последней можно было получить скидку в 47 тыс. рублей на отечественный автомобиль. Таким образом, владельцы старых автомобилей имели возможность сдать его, получить сертификат на приобретение нового авто и оформить кредит по государственной программе субсидирования.
- Как правило, клиенты пользовались одновременно двумя государственными программами: утилизаций и субсидией по автокредиту, - говорит пресс-секретарь ВТБ 24 по Приволжскому федеральному округу Виталий Сухинин. - Бонусы за утиль старого автомобиля снижали стоимость приобретаемого. Это позволяло брать займ на меньшую сумму. Доля продаж отечественных автомобилей увеличилась на 30% благодаря внедрению данной программы.
Добавим, что меры господдержки существенным образом повлияли на рынок: только «Автоваз» реализовал по обменной акции почти половину от общего количества проданных в 2010 году машин.
Банки, принадлежащие крупнейшим мировым автопроизводителям, тоже приняли участие в восстановлении российского рынка автокредитования. По данным аналитиков к концу 2010 года на их долю приходилось уже 25% рынка автокредитования.
- Если экономика избежит новых шоков спроса, за два-три года доля таких банков на рынке кредитования вырастет до 50%, - говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Сейчас кредитные организации, специализирующиеся на выдаче автозаймов, продолжают завоевывать рынок. Они, в частности, активизируют программы лояльности клиентов, развивают дополнительные сервисы, переходят на экспресс-кредитование, сокращают сроки принятия решения вплоть до 2 дней, а также увеличивают сроки погашения кредитов до 7 лет. Это уже принесло определенные результаты - ставки по автокредитам снизились с кризисных 16-15% до 12% годовых.
- Во многом оживление спроса было спровоцировано реализованными мерами государственной поддержки, - считает Виталий Сухинин. При этом он признает, что важным драйвером, позволившим изменить ситуацию на рынке, стало резкое усиление конкуренции.
- Примечательно, что недавнее повышение ставки рефинансирования Центробанка РФ и ускорение инфляции пока не привело к увеличению стоимости автокредитов, - отмечает Александр Осин. По его словам, такая тенденция вполне может сохраниться еще несколько ближайших месяцев.
- Спрос на рынке на данный момент устойчив, но характер бума он не носит. Это ограничивает возможности банков в повышении стоимости займов, - отмечает г-н Осин.
В текущем году динамика рынка автокредитования и продаж автомобилей получит благоприятное развитие. На это позволяет надеяться «мягкая» ценовая политика автодилеров и стабильных ставок автокредитов.
По мнению экспертов в 2011 году продажи легковых автомобилей в России могут вырасти на 25-30% и составить уже 2,1-2,4 млн штук. Таким образом, доля автокредитов на рынке вплотную приблизиться к докризисным значениям.
На информацию о том, что программу утилизации, на которую из федерального бюджета уже было выделено 25 млрд рублей, планируется продлить до конца года, эксперты отреагировали спокойно.
- Если исходить из того, что скидка на покупку одной машины составляет 50 тысяч рублей, то выделение на программу утилизации дополнительных 5 миллиардов рублей из бюджета позволит приобрести еще 100 тысяч автомобилей, - отмечает Александр Осин. – По моему мнению это не окажет принципиального влияния на текущую ситуацию на рынке. Скорее выделение этих средств очень важно в психологическом плане. Он будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата в экономике, в период когда в ней ещё не завершился кризис доверия.
- В настоящее время люди активно делают дорогие покупки. В частности у населения произошел рост спроса на автомобили, - отмечает Виталий Сухинин, - Правда, доли кредитных продаж пока находятся на уровне 2007 года, но они продолжают планомерно расти. Примечательно, что рост продаж наблюдается во всех сегментах, как в массовом, так и в «премиум».
Здесь необходимо отметить, что в региональном сегменте автокредитования, который в настоящее время растет наиболее активно, одними из самых популярных являются займы на иномарки стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. рублей.
По словам экспертов, в целом динамика восстановления экономики соответствует прошлогодней. Однако они считают, что надо делать поправки на меры по стимулированию потребительской активности, которые будут реализовываться в предвыборный период и возможное определенное ускорение прироста ВВП.