Самарские снегоходчики впервые совершили путешествие от Самары до Москвы на снегоходах. За время экспедиции, которая длилась шесть дней, участники проехали по таким участкам, по которым до них никто еще не ходил.
Организатором экстремального похода стал член географического общества, известный самарский путешественник Олег Докторов. За 14 лет он успел принять участие в самых разных экспедициях, пересечь на снегоходах Чукотку, Кольский полуостров, Карелию, Кижи. В 2010-м году он принял участие в трансстоличном переходе Москва – Санкт-Петербург. После этого у Олега Докторова появилась идея – а почему бы не организовать поездку на снегоходах из Самары до Москвы. Приглашение поучаствовать в «Великом Переходе» получили несколько десятков человек. Но в итоге покорять снежные равнины отправились только трое: Олег Докторов, Михаил Грецков и Владлен Семыкин. Все – опытные снегоходчики.
«Все снегоходчики знают, что есть два вида путешествия: автономный и динамичный, – рассказывает Олег Докторов. – В первом случае путешествие предполагает волокуши, которые едут за участниками, гардероб, палатки, костры, собачки... Мы выбрали динамичный вид. Мы себя ничем не ограничивали, шли динамичным режимом. Никакие волокуши за нами не ехали. С нами ехала «техничка» – машина с запасом топлива, с нашими вещами, снаряжением запасным. Она должны была появляться в тех местах, в которых мы ее хотели видеть. Она ехала по М-5, где мы с ней и пересекались в некоторых точках».
Путешественникам предстояло проехать по малоизученным участкам Самарской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской, Московской области и Мордовии. Стартовали снегоходчики 1 марта от стелы у поста ГИБДД. Погода была не самая подходящая для поездок – минус 35. По прогнозам обещали погоду теплее, однако прогнозы не сбылись, и участники экспедиции немного замерзли. Поход должен был занять шесть дней. Каждый день снегоходчики двигались до шести-семи часов вечера. Ехать в темноте по бездорожью было бессмысленно, поэтому смельчаки ночевали в придорожных гостиницах, а наутро снова оправлялись в путь. Помощь в преодолении препятствий им оказывали проводники из Пензенской и Рязанской областей, с которыми путешественники договорились заранее.
«У нас был навигатор, – рассказывает участник похода Владлен Семыкин. – Но, как выяснилось, навигатор не знал многих особенностей на некоторых участках. Поэтому нам очень помогли люди, живущие в тех населенных пунктах, мимо которых мы проезжали. Лучше них никто дорогу не знает. Мы смотрели направление движения по навигатору, сверяли его с тем направлением, которое указывали местные жители, и только потом ехали. Был один забавный случай. Мы в конце пути встретились с московской экспедицией. И вот эти москвичи ехали исключительно по навигаторам. И вот такая ситуация – едем и видим, как один москвич со своим снегоходом застрял в овраге. Причем, когда едешь по этой дороге, то сразу видно, что она ведет в овраг. Мы его спрашиваем: "Ты как туда заехал?" А он: "Так я ж по навигатору!" То есть он ехал и даже не смотрел на дорогу, только на навигатор. А наши записанные треки для GPS-навигаторов содержат данные по местам расположения особо важных объектов: мостиков, переправ и переездов через обрывы, незамерзающие даже в сильные морозы речки и железнодорожные пути. Я думаю, в будущем эти наши данные могут очень помочь другим путешественникам».
В общей сложности путешественники двигались 66 часов. Почти половина пути была проложена самостоятельно. Так, снегоходчикам удалось пересечь непроходимые места. К примеру, особую гордость участники экспедиции испытывают за покоренные ими пензенские овраги. «Когда я рассказал летчику Щелочкову о нашей экспедиции, – вспоминает Олег Докторов, – он удивленно так спросил: "Да? И пензенские овраги вы прошли?" Я говорю: "Какие овраги?" Он: "Ну, за Пензой". Я: "А ты их знаешь что ли?" Он: "Да я над ними летал, они непроходимые"».
«Еще нам попался такой участок необычный, мы в Самаре такого не встречали. – рассказывает участник экспедиции Михаил Грецков. – Подъезжаем к подлеску. Там растут маленькие березки, пять-семь сантиметров. Растут достаточно редко. Ну, мы думаем, легко проедем. А уже потом, когда мы там застряли и пилили эти березки, поняли, в чем дело. Березок там на самом деле было много, посажены они был густо. И когда снег выпал, он их примял. А когда ты на снегоходе едешь, ты сбиваешь снег с березок, и они начинают подниматься. Получается, что они вырастают перед тобой из неоткуда. Захватывающее зрелище. Ну, и проезжать было сложно, снегоход все время заваливался».
Также путешественникам удалось пройти через мордовский лес. А он считается одним из особо трудных участков. 6 марта путешественники достигли финиша, доехав до поселка Шабанцево недалеко от Домодедово. За время экспедиции не было ни одной серьезной поломки. Путешественники внесли вклад в создание начала «Восточного плеча» в сети снегоходных трасс от Мурманска до Владивостока.