Программа утилизации скорее всего не закончится в апреле этого года, а продлится до декабря. Такое заявление сделали представители федеральных министерств - экономического развития и промышленности и торговли. Окончательное решение будет принято премьер-министром РФ Владимиром Путиным вероятно в ближайшее время.
17 марта был выдан последний сертификат, который позволяет обменять автомобиль старше 10 лет на скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля российской сборки. Одновременно с этим появилась информация, что Минэкономразвития РФ и Минпромторг планируют продлить программу утилизации до конца этого года, поскольку не все желающие успели сдать старые автомобили. По расчетам министерств, необходимо выдать еще 100 тысяч сертификатов, чтобы полностью удовлетворить спрос автовладельцев. Также официально заявляется о том, что продление госпрограммы может помочь «встать на ноги» Ижевскому автозаводу, на котором с этого года начали собирать вазовскую «классику». Однако многие эксперты приходят к выводу, что лоббировали продолжение утилизации и руководители АвтоВАЗа. По данным агентства «Автостат», именно машины тольяттинского завода пользуются наибольшей популярностью среди тех, кто покупает новый автомобиль.
Напомним, что программа по утилизации «автохлама» действует с марта 2010 года и продлевалась уже дважды – в сентябре и декабре 2010 года. На сегодня государство уже потратило около 25 млрд рублей на компенсацию убытков дилеров, а от старых машин избавились 495 тысяч россиян, из них 365 тысяч уже пересели на новые автомобили.
В настоящий момент окончательному решению о том, что программа утилизации «автохлама» будет продлена, мешает только отсутствие в российском бюджете пяти миллиардов рублей, которые требуются для выпуска ста тысяч сертификатов. Однако, по неподтвержденной информации, премьер-министр РФ Владимир Путин уже заявил, что эти деньги будут найдены.
Как рассказал генеральный директор автосалона «ГЭМБЛ» (один из дилеров программы утилизации) Юрий Гусенков, слухи о том, что программа будет продлена, начали ходить уже тогда, когда сертификаты стали заканчиваться. «Эта схема очень эффективна – как для граждан, так и для автозаводов. По какому-то конкретному автозаводу сказать ничего не смогу, но в случае если бы продления не было, то продажи новых автомобилей скорее всего снизились бы процентов на тридцать. Да и для автосалонов ее продление скорее плюс, чем минус», - считает Юрий Гусенков.
По его мнению, помимо программы утилизации возможны и другие методы стимулирования покупки новых отечественных автомобилей, но существующая схема самая удобная.Тем не менее помимо госпрограммы свои методы стимулирования спроса есть и у самих автозаводов – в основном это совместные акции с банками, которые предоставляют автокредиты под минимальные проценты.
С тем, что нынешняя программа эффективна, согласен и президент фонда «Знание» Сергей Сидоров: «Не исключаю, что продление утилизации – результат работы лобби ВАЗа. Однако это является благом и для граждан, которые смогут сдать старые автомобили и купить новые, и для автозаводов, которые благодаря программе продолжают успешно выходить из кризиса».
Впрочем, есть мнение, что программа утилизации автозаводам... только вредит. «По большому счету, это неправильно, потому что предприятие должно вести бизнес так, чтобы его продукция была конкурентоспособна и востребована без государственной поддержки. А с господдержкой возникает большой соблазн расслабиться, опустить планку качества», - заявил источник, близкий к АвтоВАЗу.