Автовладельцам пора готовиться к новым штрафам за нарушения ПДД. Причем штрафы могут стать дифференцированными. Такой вариант предложили депутаты Государственной думы.
Парламентарии приняли в первом чтении скандальные поправки в КоАП, значительно увеличены штрафы за некоторые нарушения ПДД.
Так, в несколько раз вырастут штрафы за неправильную парковку. Сейчас парковка в неположенном месте оценивается в 100 рублей, парковка на месте для инвалидов – 200 рублей, остановка и стоянка на «зебре», на тротуаре и в тоннеле – 300 рублей. По мнению авторов законопроекта, именно мизерность этих сумм и приводит к тому, что автомобилисты предпочитают бросать свои авто где попало. К тому же дешевле отдать сто рублей, чем купить место на платной стоянке.
Самый высокий штраф предложено сделать за парковку на местах, выделенных для инвалидов. Ориентировочно, он составит от 3 до 5 тысяч рублей. За остановку или стоянку в тоннеле придется выложить 1 500 рублей. Ту же сумму с водителя возьмут за стоянку или остановку на трамвайных путях или во втором и последующем от правого края ряду. Любителям бросать свои авто на тротуаре это удовольствие обойдется в 1 000 рублей. Во столько же авторы законопроекта оценивают и парковку ближе пяти метров перед «зеброй». Штраф в размере 1 000 рублей придется платить и за остановку или стоянку на остановках общественного транспорта. Сейчас, к слову, остановка там возможна, если рядом нет автобусов и маршруток. Увеличат размер штрафов и за нарушение проезда перекрестков. Выезд при заторе подорожает со 100 рублей до 500-1 000, а непредоставление преимущества – со 100-200 рублей до тысячи. Штраф на проезд на красный свет увеличится с 700 рублей до 1 000, объезд пробок через дворы – с 500 рублей до 1,5 тысяч. 800 рублей придется заплатить за остановку после стоп-линии, 1 500 рублей – за езду по полосе, выделенной для общественного транспорта. Сейчас все эти нарушения подпадают под неправильное положение автомобиля на проезжей части, и штраф за них составляет 500 рублей.
Все эти штрафы, по мнению авторов законопроекта, смогут решить проблему пробок в больших городах. Однако не все считают, что штрафы помогут дисциплинировать водителей. «Существует теория о предельном размере штрафа, – говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства перевозчиков «Поволжье» Татьяна Васильева. – То есть штрафы повышают, повышают, повышают, и тут суммы доходят до той грани, после которой водителям уже все равно – большая сумма или маленькая. И тут надо подключать другие методы воздействия на сознание автомобилистов. Например, поощрения – какие-то бонусы материальные придумывать для тех, кто не нарушает правил. За границей эта система действует давно и приносит неплохие результаты».
Многие автомобилисты уверены, что повышение штрафов не сделает дорожное движение безопасным и комфортным, а только усилит коррупцию на дорогах.
Не так давно стало известно, что в процессе подготовки документа к рассмотрению во втором чтении в него были внесены дополнения. В частности, авторы предложили дифференцировать штрафы. Так, по их задумке, в Москве или Петербурге суммы будут более внушительны – пять тысяч рублей. Также по 5000 рублей предложили брать с жителей российских столиц за стоянку более пяти минут с включенным двигателем в жилых зонах, обозначенных специальным знаком, а также сквозной проезд через жилые зоны.
Свое решение авторы законопроекта объяснили тем, что Москва и Санкт-Петербург имеют статус самостоятельных субъектов Федерации.
Однако правозащитники сразу выступили с резкой критикой законопроекта. Они считают, что такое разделение противоречит Конституции. Особенно негативно отзываются о поправках московские эксперты.
«Понятно желание депутатов Государственной думы РФ упорядочить дорожную ситуацию в Москве и Санкт-Петербурге. Смущает только, что вряд ли законодательная инициатива депутатов может быть признана соответствующей Конституции страны, – считает ведущий московский адвокат Александр Арутюнов. – Напомню, согласно статье 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. В развитие указанных положений статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет равенство перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от места жительства. В этой связи представляется, что в случае принятия указанных поправок права москвичей и питерцев будут серьезно нарушены. Характерно, что, судя по документу, именно место жительства гражданина будет являться основанием для выбора размера штрафа. Надо понимать, что если, например, житель Твери приедет в Москву на своем автомобиле и нарушит Правила дорожного движения, то будет оштрафован на меньшую сумму, нежели москвич за аналогичное правонарушение!? Нам кажется, что подобную дискриминацию жители двух столиц терпеть не будут. Можно смело предположить, что некий настырный в хорошем смысле москвич, оштрафованный по новым поправкам, обратится в Конституционный Суд с соответствующей жалобой. Думается, у него будут хорошие шансы выиграть дело».
Авторы законопроекта, кстати, после нападок правозащитников заявили, что пока неясно, будут удалены эти поправки из законопроекта или нет. «Сейчас мы заняты согласованием последней части документа, той, где речь идет о правилах функционирования такси – как частников, так и юрлиц, – сообщил глава профильного комитета Госдумы Владимир Плигин. – До обсуждения собственно поправок в КоАП депутаты комитета дойдут в среду-четверг».
Второе чтение документа, предположительно, пройдет до начала лета. Если поправки, касающиеся дифференциации штрафов, будут приняты, не исключено, что в будущем такая же дифференциация коснется и регионов. За рубежом, к примеру, такая практика уже традиционна.