В России начинают создавать дорожные фонды. Совет Федерации одобрил соответствующий законопроект. Теперь бремя расходов на ремонт дорог ляжет на плечи автомобилистов и налогоплательщиков.
Дорожные фонды существовали в России с 1991 года. В 2001 году их упразднили по предложению министра финансов Алексея Кудрина. Одной из основных причин закрытия фондов было то, что средства из них разворовывались и тратились не по назначению. В 2010 году российские власти заговорили о том, что нужно вернуться к практике внебюджетных дорожных фондов. В 2011 году законопроект был готов, принят в двух чтениях депутатами Государственной думы и одобрен Советом Федерации.
«Сегодня в шести субъектах Федерации 20% автомобильных дорог не отвечают нормативным требованиям, – заявил на круглом столе в правительстве генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. – В 17 субъектах от 20 до 50% автодорог не отвечают этим требованиям, в 42 субъектах – от 50 до 80%, в 18 субъектах 80% дорог находятся за гранью нормативных требований».
Бюджетных денег на ремонт не хватает, поэтому власти и решили создать дорожные фонды. Финансы федерального дорожного фонда будут состоять из двух частей: базового объема бюджетных отчислений и прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов, в том числе включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и от использования дорожной инфраструктуры.
На 2011 год федеральный фонд уже сформирован. Его базовый объем составляет 254,1 миллиарда рублей. Эти деньги направлены в фонд из российского бюджета. Ранее они предназначались на строительство дорог в 2011-2013 годах. Прогнозируемый объем будет складываться из разных поступлений. Дорожные фонды 1990-х формировались за счет поступлений от акцизов на нефтепродукты, налогов на приобретение и владение автомобилями и налога на пользователей автомобильных дорог. Этим налогом в размере 2,5% от выручки облагались все юридические лица, независимо от того, есть у них автомобили или нет.
Современные фонды будут формироваться, в первую очередь, за счет акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (в 2011 году – 30% всего объема акциза; в 2012 году – 23%; с 2013 года – 28%). Также туда будут поступать доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения, в частности, от использования имущества, входящего в состав автодорог, передачи в аренду земельных участков в полосе отвода автодорог, платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автодорогам. Туда же пойдут сборы за проезд иностранных автомобилей по автомобильным дорогам на территории РФ. Кроме того, с 2012 года вводится плата для владельцев грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Они будут платить за ущерб, причиняемый дорогам их автомобилями. Также в фонд будут идти штрафы за несоблюдение правил перевозки грузов и требований о внесении платы в счет возмещения вреда.
А с 1 января 2012 года должны быть сформированы региональные дорожные фонды. Они смогут пополняться за счет транспортного налога, а также других поступлений, предусмотренных законодательством.
Регионы уже выразили недовольство этим законопроектом. Доходы от транспортного налога ранее они могли тратить на социальную сферу. Теперь эти средства придется направлять исключительно на дороги. Кроме того, представители министерства финансов считают, что дорожные фонды – отличная почва для коррупции. Также считают и общественники.
«Это очень забавная ситуация, – считает руководитель самарского отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин. – Ведь эти фонды существовали раньше. Потом власти посчитали, что фонды разворовываются, и упразднили их. И вот сейчас создают снова. Те есть, следуя логике, у нас во власти появились новые кадры, которые не будут разворовывать эти средства? Верится с трудом».
«У меня есть знакомые дорожники, – рассказывает президент некоммерческого партнерства по защите прав и законных интересов перевозчиков «Поволжье» Николай Коротков. – И поэтому я знаю, что только 30% средств, направленных на дорогу, до нее доходят. Остальное оседает в карманах чиновников, идет на «откаты» и так далее».
До конца года регионам нужно принять изменения в законодательство. Между тем в самом законопроекте подробно расписано, какие средства буду идти в фонд, но при этом вообще не указано, каким образом эти деньги буду расходоваться, кто должен управлять фондами, кто будет контролировать распределение средств.