В XXI веке стало нормой, если в описании комплектации автомобиля присутствует масса трехбуквенных сокращений. Большинство из этих аббревиатур относятся к системам безопасности. Наиболее распространенная система называется ABS и входит в базовую комплектацию большинства современных авто. Так уж ли необходима эта система, для чего нужна и как работает?
Как мир, не ново
Мысль о том, что полное блокирование колеса во время торможения чревато неприятными последствиями, посетила инженеров еще в 1936 году. Именно тогда компания Bosch запатентовала «механизм, предотвращающий блокировку колес моторных транспортных средств». Сокращенно ABS (AntiBlockierSystem). Правда, устройство было жутко ломким, поэтому о нем на много лет забыли.
В 1978 с конвейера завода Bosch сошли первые ABS второго поколения. Обкатали их на автомобилях Mercedes-Benz S-класса. Система весила 6,2 кг и имела оперативную память 2 кБ. Для сравнения, современная ABS восьмого поколения весит всего 1,4 кг и имеет 256 кБ оперативки.
Не тормозом единым
Как ни парадоксально, но именно совершенство тормозной системы привело к появлению ABS. Верно подмечено, что если колеса заблокированы, то автомобиль теряет управляемость. Как ни крути рулем, а направление движения не изменится. Чтобы этого не допустить, нужно поддерживать вращение колеса.
Именно этим и занимается ABS. Если не вдаваться в тонкости устройства, то система состоит из электронного блока управления, гидравлического блока и датчиков скорости колес. Как только датчики определяют вероятность блокировки, тут же отправляется сигнал на блок управления, который дает команду гидравлической системе, и та перекрывает доступ жидкости к тормозному цилиндру.
Если вращение восстановилось, то давление в тормозной магистрали вновь повышается. Этот процесс может повторяться десятки раз в секунду. Благодаря этому машина сохраняет управляемость при экстренном торможении и у водителя есть возможность объехать препятствие.
Не панацея
Покупатели свято верят, что ABS все равно что длань господня — спасет от всего. Да, система реально спасает жизни, но следует помнить об ее особенностях. Например, о том, что тормозной путь автомобиля с ABS длиннее. В США есть данные о том, что на сухом покрытии отмечено увеличение ДТП с участием автомобилей с ABS на 42%, а на влажном — даже на 65%. Эксперты считают, что водители слишком беспечны и чересчур полагаются на возможности ABS.
Так что ABS должна быть на каждом современном автомобиле. Только пользоваться ей надо с умом.