На реконструкцию светофоров в Самаре необходимо 168 миллионов рублей. Ремонтировать их начнут только в 2013 году, когда из городского бюджета будут выделены первые 20 миллионов рублей.
До 2009 года светофоры, как и другие технические средства организации дорожного движения (ТСОД), находились в федеральной собственности. То есть деньги на их содержание и ремонт должны были поступать из федерального бюджета. Позже, в итоге законодательных рокировок все ТСОД должны были перейти в собственность муниципалитетов. В мэрии Самары до 2009 года не было структуры, которая бы занималась организацией дорожного движения. В 2009 было создано управление организации дорожного движения, его включили в структуру департамента городского хозяйства и экологии.
«На тот момент состояние светофоров и других технических средств организации дорожного движения было катастрофическим, – рассказывает заместитель департамента городского хозяйства и экологии Игорь Рудаков. – Потому что из все они, будучи федеральной собственностью, находились в ведении ФГУП ГОССМЭП МВД России. Но финансирование их практически не осуществлялось. Деньги выделялись лишь на содержание светофоров из бюджета ГУВД по области, да и то по остаточному принципу. Согласно российскому законодательству, светофоры должны были перейти в ведение муниципалитетов. Но процесс передачи был приостановлен и возобновился только в этом году».
Итог такого отношения к ТСОД плачевен: светофорные объекты уже троекратно выработали свой ресурс, не все дорожные знаки отвечают требованиям национальных стандартов. Всего в Самаре установлено 252 светофора. Содержанием 210 из них должны заняться муниципальные власти. Большинство светофоров требуют серьезной модернизации. «Фактически процентов 70 светофоров в городе нуждаются в ремонте либо в реконструкции», – сообщил начальник ОГИБДД УВД по Самаре Дмитрий Балькин.
На многих светофорах установлены контроллеры производства 60-х годов, которые безнадежно устарели. Многие устарели настолько, что на них нельзя поменять режимы работы. Для того, чтобы осовременить один светофор, требуется 800 тысяч рублей. То есть на реконструкцию всего светофорного хозяйства города требуется внушительная сумма – 168 миллионов рублей. Однако взять эти деньги неоткуда, поскольку фактически светофоры сейчас считаются бесхозными – федерация их с себя благополучно сбросила, а город еще не принял. В областном бюджете на эти цели запланированы субсидии городу — в размере 20 миллионов рублей. Но эти средства поступят в городской бюджет только в 2013 году. Сейчас же выделить деньги на модернизацию светофоров не представляется возможным.
«Мы сейчас ведем работу над передачей светофоров в ведение муниципалитета, – сообщил первый вице-мэр Самары Виктор Кудряшов. – Уже составлена вся необходимая документация, направлена в Москву. Нам уже сообщили, что Самара – первый город, который начал работу над передачей светофоров в муниципальную собственность. Если в ближайшее время ответа не поступит, будем писать еще, потому что этот процесс надо завершить как можно скорее».
Не все гладко и с другими техническими средствами организации дорожного движения. Например, с дорожными знаками. Всего их в городе 8 661. Необходимо 6 000 знаков заменить, и 3 500 установить дополнительно. «За два года на улично-дорожной сети города заменено и установлено недостающих 8 337 знаков, что составляет более половины необходимого количества», – сообщил Игорь Рудаков. Всего на эти цели требуется 34,8 миллиона рублей.
Не хватает в городе и дорожных ограждений. Всего в городе установлено 37 944 метра ограждений, в том числе и пешеходных. Из них 10 988 метров ограждений, то есть почти четверть, не соответствуют нормативным требованиям. А 1 700 метров дорожных ограждений необходимо установить дополнительно. На все про все нужно около 41 миллиона рублей.
Кроме того, этим летом в городе появится светоотражающая разметка. После того, как будет завершен ямочный ремонт, разметку нанесут на 31 улице Самары. На эти цели уже выделены дополнительные средства, закуплена нитроэмаль со светоотражающими элементами.