Уровень безопасности в Самаре повышается, отмечают сотрудники ГИБДД. Однако до сих пор в столице губернии есть масса нерешенных проблем, связанными с дорожным движением. И решить их одномоментно не предоставляется возможным.
Одним из достижений сотрудники ГИБДД считают то, что водители наконец-то начали пристегиваться ремнями безопасности. Еще пару лет назад заставить автолюбителя пристегнуться было практически невыполнимой задачей. А виноваты во всем лихие 90-е, считают гаишники. В те годы россияне начали массово покупать автомобили. И также массово скупать права. Достать заветную корочку в те времена было несложно, к тому же недорого. «В 92 году я начала неплохо зарабатывать и купила себе «девятку», полностью «упакованную», – рассказала автолюбительница Мария. – Учиться было некогда, поэтому права я тоже купила. А что такого? Все покупали, и я купила. Ездить училась по ночам. Помогали друзья. Ну, в общем, до сих пор так и езжу».
Правила дорожного движения в те годы соблюдали редко. Одни водители их просто не знали, потому что права купили, другие были из так называемых «братков», которые считали, что им правила соблюдать не к лицу. Естественно, что и ремнем почти никто не пристегивался. Поэтому несколько лет назад перед инспекторами ДПС встала большая проблема – как заставить водителей пристегиваться, если они пользоваться ремнями просто не привыкли?
Началась массовая профилактическая кампания. Людям показывали передачи, фильмы о том, что ремень безопасности спасает жизнь при ДТП. Но решающим фактором стало ужесточение наказания за не пристегнутый ремень. Штраф в 500 рублей стал ощутимым ударом для бюджета многих водителей.
«Сейчас в Самаре пристегиваются более 80% водителей, – рассказывает начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Игорь Антонов. – Это очень положительно влияет на динамику аварийности. Вообще можно отметить, что уровень аварийности снижается. Сказывается ужесточение мер административного воздействия. Очень редко сейчас регистрируются выезды на полосу встречного движения, вождение в нетрезвом виде, вождение без использование ремня безопасности. Вообще редко сейчас встречаются нарушения, за которые лишают прав. Еще один фактор – улучшение транспортных средств. Все больше людей покупают машины с различными функциями безопасности: это и АБС, и дополнительные подушки безопасности, камеры видеонаблюдения, блокираторы руля и другие. Реализуются федеральная и областная программы по повышению безопасности дорожного движения. Отрадно, что изменился подход различных ведомств к этой проблеме. Вопросами дорожной безопасности теперь занимаются и Министерство образования, и Министерство здравоохранения, и Министерство транспорта».
Правда, есть одна проблема, которую ГИБДД решить не в силах. Это многократное вождение в нетрезвом виде. «У нас очень много таких людей, которые лишены права на управление транспортным средством на 20, 30, 40 лет, а то и больше, – говорит начальник ОГИБДД УВД по городу Самаре Дмитрий Балькин. – Для этих людей еще один срок лишения прав на полтора года погоды не делает. Они понимают, что законно они уж за руль никогда не сядут, так что терять им нечего. Ну добавилось полтора года, и что? А наказания за этот рецидив в нашем законодательстве нет. Ну закроют этого водителя на несколько суток, он посидит, отоспится, поест казенной пищи, а потом выйдет – и снова за руль. Вот здесь уже необходимо принимать какие-то меры, и решать эту проблему на уровне высшей власти. Необходимо какое-то ужесточение наказания».
Еще одна проблема, которая портит положительную статистику – неудовлетворительное состояние дорог.
«Все знают, что состояние улично-дорожной сети у нас очень плохое, – говорит Игорь Антонов. – В связи с этим радует то, что все больше горожан начинают занимать активную гражданскую позицию и сообщать о тех или иных участках с плохим дорожным покрытием. В то же время настораживает то, что сотрудникам ДПС приходится много времени тратить на оформление заявлений по недостаткам УДС. Понимаете, в большинстве случаев за эти недостатки ряд должностных лиц и организаций уже были наказаны. Только в прошлом году предписания получили более три тысяч должностных лиц. И вот это наказание, оно не всегда эффективно, потому что есть ряд объективных причин, по которым эти лица не могут вовремя исполнить свои обязательства. Но ровное покрытие – это еще не залог безопасности на дорогах. Я надеюсь, что в ближайшие годы дороги станут лучше, но ровность не означает, что аварийность снизится. Напротив, чем ровнее дорога, тем больше соблазна прокатиться на большой скорости, тем более, что на гладкой дороге скорость не чувствуется».
«Мы проводим работы по ремонту дорог, – сообщает и.о. руководителя департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары Игорь Сапрыкин. – В бюджете на эти цели в этом году предусмотрена большая сумма – один миллиард 700 миллионов рублей. Из них 830 миллионов будут потрачены на ремонт внутриквартальных территорий. Сумма большая, но нужно понимать, что она не сделает прорыв в этом году по состоянию дорог. Для того, чтобы состояние дорог улучшилось, нужно 2-3 года».
Не только покрытие влияет на безопасность. В порядке должны быть и различные технические средства организации дорожного движения. Это знаки, пешеходные переходы, пешеходные ограждения, разметка и т. д. Как известно, больное место Самары – это светофоры. Они практически все морально и технически устарели. Многих электронных регулировщиков нужно уже менять. В некоторых можно ограничиться заменой программного обеспечения и контроллеров. Это важно, потому что иногда для того, чтобы изменить ситуацию с пробками на том или ином перекрестке, достаточно выбрать правильный режим работы светофора. Но заниматься этим в столице губернии будут только в следующем году. Проблема в том, что содержание светофоров ранее финансировалось из федерального бюджета. Затем их решили передать муниципалитетам, но документально этот процесс до сих пор так и не оформлен.
Еще одной проблемой Самары гаишники считают отсутствие на многих участках дорог пешеходных ограждений. «Наличие этих ограждений существенно снижает статистику аварий с участием пешеходов, – считает Игорь Антонов. – 99% пешеходов через эти ограждения не полезут».
Положительно повлияло на увеличение уровня безопасности внедрение системы видеофиксации. Камеры видеонаблюдения неплохо заменяют инспекторов ДТП. Это особенно актуально сейчас, когда в ГИБДД произошло сокращение кадров на 14%. Правда, до сих пор не заработал в полную силу единый центр обработки данных, поступающих с видеоконтроллеров. Пока он работает в нескольких помещениях, что снижает эффективность работы. В ближайшие дни начнется ремонт в здании, которое выделено под центр. После того, как центр переедет в отремонтированное здание и начнет работать централизованно, эффективность работы повысится в 4-5 раз. Кроме того, сейчас рассматривается возможность установки дополнительных камер наблюдения.
Отрицательно влияет на безопасность неграмотная градостроительная политика бывших властей. Сейчас Самара занимает лидирующие позиции в количестве тут и там понастроенных ларьков, рекламных щитов, рынков. Все они мешают организации дорожного движения. Что делать с ними, сейчас решают местные власти. Так же проблему создают точечные застройки. На месте небольших домов появляются высотки, и увеличивается число автовладельцев во дворах. Жителям приходится парковать автомобили на дестких площадках и просто на проезжей части.
«Откровенно говоря, мы сейчас приблизились к критической отметке, – считает Игорь Антонов. – По заторовым ситуациям мы приблизились вплотную к Москве. И эту проблему так просто не решить. За последние 15 лет в Самаре не реконструировано ни одной улицы, не потсроено ни одной двухуровневой развязки, я уже не говорю о многоуровневых. К тому же у нас сейчас нет ни одного проекта по разведению транспортных потоков, готового к реализации. Отмечу, что на разработку одного проекта нужно как минимум шесть месяцев. Этой проблемой необходимо заняться сейчас».