Минпромторг раздал почти все сертификаты по госпрограмме.
По данным Минпромторга РФ, по состоянию на утро 21 июня в ведомстве осталось лишь 1800 свидетельств по программе утилизации старых автомобилей. Эксперты утверждают, что с учетом динамики рынка этого количества сертификатов хватит на один-два дня. Таким образом, уже к концу недели можно подводить итоги госпрограммы поддержки отечественного авторынка.
Программа утилизации старых автомобилей стартовала 8 марта 2010 года. Для получения скидки в 50 тыс. рублей при покупке нового автомобиля российской сборки любому желающему нужно было сдать в утиль свой старый автомобиль, возраст которого составляет не меньше десяти лет. За время действия программы выдано 600 тыс. сертификатов, на что правительство выделило 30 млрд рублей.
По словам экспертов, интерес к программе не упал, изменился лишь акцент по городам. Если ранее лидерство занимали Москва, Санкт-Петербург, то сейчас спрос и интерес к программе вырос в регионах.
По сути, программа являлась и является локомотивом для «АвтоВАЗа», отмечают аналитики. На сегодня в рамках программы тольяттинский автогигант продал 373,6 тыс. автомобилей (79% всех продаж по утилизации).
По мнению экспертов, после завершения программы утилизации «АвтоВАЗу» некоторое время придется сложно, так как на нее приходится половина продаж завода. Однако в пресс-центре автозавода заявляют, что как минимум 25% из продаваемых по утилизационной программе машин могут составить коммерческие продажи. Поэтому на заводе не ожидают резкого падения спроса на автомобили Lada по окончании программы утилизации.
Второе место в утилизационных продажах остается за Renault: доля французского автопроизводителя составляет 7,3% (34,6 тыс. проданных автомобилей). В компании считают, что утилизационная программа стала для Renault хорошим дополнением к продажам, но ее завершение не приведет к падению спроса.
У других автопроизводителей гораздо более скромные успехи. Заметные доли лишь у Skoda (5,3% всех утилизационных продаж) и Ford (2,3%).
По мнению дилеров, завершение программы не приведет к спаду продаж на автомобильном рынке, так как особого ажиотажа по утилизационной программе не наблюдается, и спрос растет за счет коммерческих продаж. Эксперты считают, что с падением продаж может столкнуться только «АвтоВАЗ». Иностранные автоконцерны, напротив, воспользуются моментом, чтобы потеснить российского конкурента.
Любопытно, каким образом изменится структура продаж «АвтоВАЗа», в которой благодаря утилизационной программе существенную долю занимает «классика», а лидирует Lada Kalina. Эксперты аналитического агентства «Автостат» прогнозируют, что в общей сложности в 2011 году продажи автомобилей альянса Renault-Nissan-«АвтоВАЗ» в России могут составить более 850 тыс. единиц. Из них 590 тыс. автомобилей составят продажи марки Lada.