Правительство Самарской области объявило о том, что 10-я станция метрополитена «Алабинская», возможно, будет достроена уже в 2013 году, а не 2015, как говорилось ранее. Приблизить сроки окончания работ могут дополнительные средства, которые власти выделили на строительство станции в этом году. Какие работы ведутся сейчас на «Алабинской» и насколько реальны вновь озвученные сроки, рассказал начальник отдела по техническому надзору за строительством метрополитена АУ СО «Агентство технического надзора» Александр Рассказов.
– Александр Федорович, на какой стадии сейчас находится строительство станции «Алабинской»?
– Сначала небольшой экскурс в историю. Станция «Алабинская» – это пусковой пятый комплекс. 10-я станция самарского метрополитена находится на пересечении улиц Осипенко и Ново-Садовой. Работы проводятся в два этапа, чтобы не прекращать движение по улице Осипенко. Эта улица как раз и разделила строительство на два этапа. К первому относится участок от Осипенко до Соколова, ко второму – от Осипенко до Невской. В рамках первого этапа строительства «Алабинской» закончены все работы по возведению конструкций станции, открыто движение по улице Ново-Садовой до улицы Осипенко, и сегодня уже идут работы по благоустройству этого участка. На участке работает субподрядная организация «21-й век».
Что касается второго участка, то сейчас на нем ведутся строительные работы, такие как перекладка водовода, устройство монтажной камеры для проходки тоннелей от станции «Алабинская» до станции «Самарская», сооружение вестибюля №1, сооружение тягово-понизительной подстанции, сооружение вентсбойки №1.
Ориентировочно, необходимо около 2-2,5 месяцев для окончания всех земляных работ, связанных с разработкой грунта в этом котловане. Два схода будут расположены со стороны администрации по другую сторону Осипенко, два выхода со стороны фонтана: один непосредственно со стороны фонтана, другой – со стороны библиотеки. Пешеходный переход обеспечит безопасность пешеходов на этом перекрестке.
– Будет ли эта станция отличаться от уже построенных?
– Первая очередь объекта полностью будет отвечать техзаданию, которое было разработано в 80-е годы. Согласно проекту, в самарском метро предусмотрены станции колонного и сводчатого типа. И отделка также прописана в документации: это гранит и мрамор. Таким образом, станции «Кировская», «Гагаринская» и «22-й партсъезд» – сводчатые. Станция «Российская» – берегового типа, то есть там платформа, которая примыкает к стенам станции. Остальные станции колонного типа. «Алабинская» и «Театральная» также будут колонного типа, «Самарская» – сводчатого.
– Действительно ли, что из-за строительства станции придется сносить ряд домов?
– Да, это так. К моменту начала проходки правого перегонного тоннеля необходимо закончить перекладку инженерных сетей по улице Самарской. В связи с этим, к декабрю 2011 года жители домов по нечетной стороне улицы Самарской от улицы Полевой до улицы Маяковского должны быть отселены. Это дома №№219, 221, 223, 225, 227, 229, 231, 233, 235, 237, 239, 241, 243, 245, 247, 249, 255, 257,261, 263, 269. Дома №219 и №221 должны быть снесены до сентября 2012 года. Всего нужно будет переселить119 семей из 21 дома.
Для строительства станции «Самарская» необходим снос дома №215 и перенос дома №207 по улице Самарская, который является памятником культуры.
– По каким причинам эти дома должны быть расселены?
– Оговорюсь сразу, что отселением занимается администрация г.о. Самара, а не минстрой. Дело в том, что под пятый пуск (станция «Алабинская») сносить ничего не надо. А вот шестой уже идет в сторону станции «Самарская». И если левый перегонный тоннель проходит под проезжей частью и там нет сооружений, то правый находится как раз под жилыми домами. Согласно нормативной документации, на период строительства перегонных тоннелей в домах над ними уже не должны проживать люди. Поэтому их нужно переселять. Но это еще не главное. Те коммуникации, которые идут в зоне проходческого комплекса, необходимо выносить непосредственно за пределы проходки. По проекту не было никакой возможности выносить их на другие улицы, поэтому вынесены они будут в рамках улицы Самарской. Получается, что и под вынос инженерных коммуникаций необходимо сносить дома. Поэтому предстоит отселить людей, снести дома, вынести коммуникации – и только потом от Полевой до Самарской мы сможем продолжить прохождение этого тоннеля. Так что работы еще много.
– Когда жителей должны оповестить о расселении?
– 27 мая этот вопрос обсуждался в правительстве Самарской области, где было дано поручение министру П. К. Донскому совместно с главой города Д. И. Азаровым оповестить жителей о предстоящих работах. По правилам, жителей надо предупреждать за год до расселения. Многие дома на этом участке аварийные. Насколько мне извсетно, уже разработана городская программа по переселению из ветхого и аварийного жилья, так что, видимо, многие дома будут расселять на эти средства. Фактически, городу уже сейчас надо решить эту проблему, потому что затягивание вопроса приведет к тому, что затянется и строительство метро. Работы на улице Самарской мы должны начать в мае 2012 года.
– Недавно были выделены дополнительно 600 миллионов рублей и объявлены новые сроки открытия станции – 2013 год. Насколько эти сроки реальны?
– Да, действительно, мы говорили о 2013 годе. Мы обозначили эту дату, поскольку подразумеваем, что выделение дополнительных денег ведет к сокращению сроков строительства. Совсем недавно, в мае, были внесены изменения в областную целевую программу по строительству метро. Для продолжения строительных работ были дополнительно выделены 600 миллионов рублей на 2011 год, такая же сумма предусмотрена на 2012 год.
– Как будет развиваться метрополитен в рамках подготовки к проведению в Самаре матчей ЧМ-2018?
– Планируется, что между стадионом и речным вокзалом будет находиться последняя станция метро – на пересечении улиц Красноармейской и Галактионовской. По мнению минстроя, удобнее продолжить трассу метро по улице Галактионовской открытым способом, до Пионерской – наземным и в районе улицы Главной – по эстакаде. Оттуда уже можно по железнодорожным путям соединить последнюю станцию метро с железнодорожным вокзалом.