В России в очередной раз подняли тему запрета праворульных машин. Сторонники запрета ссылаются на требования нового техрегламента для стран Таможенного союза, в частности на соблюдение единства норм для вех участников.
Проект техрегламента подготовило ФГУП «НАМИ». Если раньше инициаторы запрета пытались запретить ввоз в Россию машин с правым рулем, то сейчас они решили ввести запрет внутри страны. Авторы проекта считают, что необходимо прекратить оборот опасных автомобилей, запретив ставить их на учет. Кроме того, предлагается запретить и перепродажу таких авто в России. Правда, эта печальная участь не коснется машин, предназначенных для коммунального хозяйства и содержания дорог. «Общее правило регламента – запрет на выпуск в обращение, но российские власти могут сохранить действующий в стране порядок для всех машин, кроме автобусов», – пояснил журналистам заместитель генерального директора «НАМИ» Борис Кисуленко.
Кстати, в первой версии документа, которая была опубликована в начале 2011 года, так и было написано: «Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью».
Однако тогда документ вызвал множество негативных откликов и споров. В частности, взволновались жители Дальнего Востока, поэтому вводить запрет не стали. Сейчас же эту тему вновь реанимировали. Совещания по регламенту будут проходить в течение двух ближайших недель. 4 августа документ рассмотрят на встрече с белорусскими и казахстанскими коллегами. В Минэкономразвития заявили, что поддерживают не все нормы регламента. В частности, министерство еще во время обнародования первой версии регламента выступило против запрета праворульных машин. Однако разработчики эту претензию проигнорировали, внеся норму и во второй вариант. По их мнению, Россия должна подчиняться тем же требованиям, что Украина и Белоруссия.
«В Казахстане действительно не встретишь праворуких японок, – говорит автовладелец Иван Акиньшев. – Однако не стоит сравнивать Казахстан и Россию. В Азии люди на ишаках ездят, так давайте из солидарности тоже всех пересадим на ишаков. У нас весь Дальний Восток ездит с правым рулем. И что им делать, если введут запрет? Топить машины в океане? Они, ведь, даже перепродать их не смогут. Причем, там они дешевые. Там нет аналога этим машинам. Тут чувствуется какая-то политика протекционизма. Никогда ни один житель того региона, если он в здравом уме, не променяет праворульную «японку» на новую отечественную машину, потому что он проиграет и в цене, и в качестве. Все это политические игры, я считаю. И власти просто не хотят прислушиваться к мнению народа».
По данным сервиса Автообъявления, стоимость «праворульной» Toyota Chaser 1987 года – 50 000 рублей, Toyota Carina 1991 года – 70 000 рублей, Toyota Passo 2006 года – 330 000 рублей, Toyota Corolla 2000 года – 310 000 рублей, Toyota Corolla 1997 года – 170 000 рублей, Mitsubishi Pajero IO 2000 года – 255 000 рублей, Honda CR-V 1996 года – 360 000 рублей.
Действительно, жители Владивостока, к примеру, в основном ездят на подержанных иномарках. И если вдруг запрет будет введен, то митингов и протестов не избежать. К тому же, разработчики регламента, как и следовало ожидать, продумали саму процедуру запрета, а вот что делать с уже имеющимися праворульными авто, пока не придумали.
По традиции, противники праворульных машин заводят разговоры о том, что правый руль создает беспрецедентную опасность на дороге. Однако статистика ГИБДД это мнение опровергает. «Аварийность в Дальневосточном округе на уровне средней по России, зато смертей меньше, так как на «японках» хорошая защита водителей», – отмечает председатель МООА «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
«Автомобиль и так является объектом повышенной опасности, а наличие правого руля в российских условиях степень этой опасности только увеличивает, – считает аналитик агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов. – Как правило, такая опасность связана с неудобством при совершении маневров во время движения (обгон, перестроение и т.п.). Реально запрещать правый руль, на мой взгляд, не будут. Все-таки в России за два десятка лет уже накопился приличный парк «праворульных» легковушек – более 2,5 миллионов штук или 7% от общероссийского парка. Согласитесь, что лишить автомобилей такое количество жителей страны было бы очень возмутительно. Скорее всего, правительство будет принимать ряд мер, при которых покупка «раворульного авто станет невыгодным делом. Например,таких как готовящийся проект нового техрегламента, согласно которому, автомобиль с правым рулем нельзя будет поставить на учет. Вполне возможно, что последуют и другие санкции экономического характера (повышение пошлин, дополнительный налог и т.д.), но в том, что борьба с правым рулем ужесточится, сомневаться не приходится».
«Я вообще думаю, что это какое-то нарушение прав россиян, – считает автовладелец Антон Юринов. – Каждый имеет право ездить с тем рулем, с каким хочет. Главное ведь не то, с которой стороны сидит водитель, а то, соблюдает ли он ПДД. Главное, в каком состоянии его автомобиль, есть ли в нем система безопасности. Те же мотоциклы, на мой взгляд, представляют большую опасность, чем иномарки с правым рулем. Тем более, сейчас появилось много всяких приспособлений для таких машин вроде специальных зеркал, внешних камер. Так что, для начала надо бы проверить, не станет ли этот запрет нарушением прав водителей».
Фото: Фото с сайта epochtimes.ru