В Самаре начались проверки всего речного пассажирского транспорта. До 19 июля межведомственной комиссии предстоит обследовать более 100 судов, работающих в самарской акватории.
Межведомственная комиссия была создана в понедельник, 11 июля, по поручению президента России. Предпосылкой стало трагическое происшествие в Казани, где 10 июля затонул дизель-электроход «Булгария». В срочном порядке губернаторам регионов было дано поручение создать комиссии. В Самарской области в нее вошли представители министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, транспортной прокуратуры, Средне-Волжского линейного управления внутренних дел на транспорте, самарского отделения федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Российского речного регистра, ОБЭП МВД России по Самарской области.
Комиссии предстоит проверить все суда, проходящие через область. «Пассажирские суда и так проверяются регулярно комиссиями, – сообщил руководитель контрольно-ревизорского управления на пассажирском транспорте министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Константин Елфимов. – Каждое ведомство проводит проверки по своему профилю. Такая межведомственная комиссия создана впервые».
Сначала комиссия ознакомилась с документами по всем судам, которые предоставил Росречрегистр. По данным Средне-Волжского филиала ведомства, в губернии числятся 94 судна, перевозящие пассажиров, без учета судов Самарского речного пассажирского предприятия. Два дизель-электрохода – «Петр Алабин» и «Карелия», а также теплоход «Алексей Толстой» имеют в качестве порта приписки Самару. «Петр Алабин» построен в Чехословакии в 1955 году. Судно рассчитано на 104 пассажира и 42 члена команды. Согласно документации, дизель-электроход, который фактически является близнецом затонувшей «Булгарии», имеет 10 поперечных переборок, обеспечивающих непотопляемость. Судно оснащено двумя шлюпками и четырьмя спасательными плотами. Сейчас «Петр Алабин» находится в Казани. 11 июля его там задержали для проверки. Пассажиров высадили на берег. Они дожидаются окончания проверки.
В летний период от речного вокзала города Самара отходят 12 туристических теплоходов различных портов приписки. Это «Юрий Никулин» (157 человек), «Федор Шаляпин» (347 человек), «Александр Пушкин» (214 человек), «Капитан Пушкарев» (210 человек), «Семен Буденный» (326 человек), «Чкалов» (150 человек), «Разумовский» (182 человека), «Салават Юлаев» (156 человек), «Президент» (145 человек), «Герцен» (190 человек), «Дмитрий Пожарский» и «Сергей Абрамов» (145 человек).
Флот самарского речного пассажирского предприятия насчитывает 11 единиц. Это четыре судна ОМ, пять судов «Москва», грузовой паром «Окский-35» и судно на подводных крыльях «Восход-08».
Пассажирский теплоход «Алексей Толстой» вмещает 204 человека. По данным Росречрегистра оба судна пригодны к эксплуатации. В отличие от них «Карелия», построенная в 1954 году, не эксплуатируется с 2005 года и в настоящее время находится на холодном отстое.
13 же июля самарская комиссия приступила к обследованию судов. Так, первым судном, на борт которого попали проверяющие, стал дизель-электроход «Козьма Минин». Теплоход с 4 июля ходит по маршруту Пермь–Казань–Волгоград–Пермь. Теплоход вмещает 269 человек, сейчас на нем находится 244 пассажира.
«Когда в Казани затонул теплоход, мы были в Волгограде, стояли там два дня, – рассказывает пассажир Елена Шадрина. – Мы, конечно, были в шоке, когда узнали о происшествии. Но страха не появилось. Я уже четвертый год покупаю круиз на этом теплоходе. Уже знаю и компанию, и команду, и доверяю им. С такой командой нам не страшно. Нам проводят инструктаж, мы знаем, как пользоваться жилетами и спасательной техникой. И в будущем планирую выбирать такой вид отдыха. Он не такой уж и опасный, как сейчас представляется. Это очень полезный и расслабляющий вид отдыха. Благодаря ему, я ребенку показала почти всю Центральную Россию».
«Дизель-электроход был построен в 1960 году, – рассказывает старший помощник капитана судна Михаил Леготкин. – В перестроечные годы он 10 лет стоял в Нижем Новгороде. За эти годы его отремонтировали. и сейчас он в хорошем состоянии. Если поддерживать его состояние и вовремя ремонтировать, то судно прослужит еще лет 40».
Комиссия проверила все, начиная от документации и заканчивая наличием спасжилетов в каютах. Проверяющие расчехлили шлюпки, проверили, как работают боты.
«Комиссия проверила теплоход в соответствии правилам Российского речного регистра и правилами безопасности, – отметил капитан судна Антон Карпов. – Замечаний у нас не выявлено. Вообще, любое судно проверяется перед вводом в эксплуатацию. Его проверяет специальная техническая комиссия, затем комиссия по судоходству, санитарная комиссия Роспотребнадзора, экологическая комиссия. Главное – поддерживать судно в хорошем состоянии. У нас есть и суда, построенные в 34-м году, но, благодаря усилиям судовладельцев, они до сих пор годны к эксплуатации».
«В первый день мы проверили несколько судов, – рассказал Константин Елфимов. – Проверили документацию, оборудование. Серьезных нарушений не выявили. Были мелкие нарушения. Например, на дизель-электроходе не заводился бот. Мы дали возможность исправить это. Бот завели в течение 10 минут. На «Москве» также было нарушение – отсутствие свидетельства. Оно было предоставлено в ходе проверки, но тем не менее это нарушение. Сейчас капитан пишет объяснительную. Мы не будем никого покрывать, независимо от того, государственное ли это судно или частное. У нас нет такой цели».
Всего комиссии предстоит проверить 104 судна. Сложность в том, что многие из них сейчас в рейсе. Возможно, их проверят комиссии в других регионах. Проверку планируется завершить к 19 июля, поскольку 21 июля документы необходимо предоставить в транспортную прокуратуру.
Не секрет, что российский речной транспорт устарел. Сейчас выпускают только грузовые суда. Последнее пассажирское судно было построено в 1991 году. К самым «молодым» судам можно отнести около 50 четырехпалубных теплоходов в возрасте от 25 до 35 лет. Кроме того, есть и проблема нехватки средств на ремонт судов. Сейчас эти вопросы обсуждают в верхах власти, предлагая различные решения.