В России продолжается реформа обязательного страхования автогражданской ответственности. С 2012 года автовладельцев будут заносить в базу данных, которая будет отслеживать страховую историю выданных полисов и выплаченных денег.
Оформление полиса ОСАГО и его использование может превратиться в процедуру, схожую с получением банковского кредита. Правда, если сотрудники финансового учреждения могут отказать заемщику с плохой кредитной историей, то страховщики просто поднимут ставки.
Формально такая система существует уже сейчас: если в период действия полиса автомобилист попал в аварию, совершенную по его вине, то следующая страховка обойдется ему дороже. Однако сейчас водитель имеет возможность не переплачивать, просто сменив страхового оператора – единой базы данных пользователей ОСАГО в России нет. Именно ее формированием с нового года займется Российский союз автостраховщиков. А с 2013 года ни один полис не будет выдаваться без получения выписки из этого реестра.
Это не первое изменение автострахового законодательства за последнее время. 13 июля премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление №554, согласно которому к базовой ставке ОСАГО, которая сейчас составляет 1980 рублей, будут применяться повышающие коэффициенты в зависимости от региона. Например, для самарского водителя минимальная стоимость страховки составит 3168 рублей (коэффициент 1,6), а для тольяттинца – 2970 (базовая ставка умножается на 1,5). Дороже станет ОСАГО для молодых автовладельцев и для владельцев машин с мощными двигателями – чем больше лошадиных сил прячется под капотом, тем больше придется платить. Причиной подорожания стала инфляция (ставки не индексировались с 2003 года), а также предстоящее увеличение лимита выплат по «автогражданке» со ста тысяч рублей до четырехсот. Правда, этот законопроект пока проходит согласование во всех заинтересованных инстанциях.
Сами специалисты в области страхования считают, что создание подобной базы будет им интересно. «Если там будет храниться вся информация о ранее выданных полисах, о страховых случаях с участием этого автомобиля, независимо от того, с какой компанией ранее работал клиент, то нам будет крайне удобно иметь доступ к этой базе. К тому же это исключит мошенничество», - заявил руководитель центра автострахования страховой компании «ВСК» Андрей Правдин. По его словам, данная база разрабатывается уже давно и все необходимые финансовые вложения уже сделаны. Так что от клиента внедрение этой технологии никаких затрат не потребует. Не стоит бояться и того, что водителю с плохой страховой историей откажут в выдаче полиса – по словам господина Правдина, компания не вправе отказывать покупателю ОСАГО.
По мнению президента фонда «Знание» Сергея Сидорова, создание подобной базы может помочь и в... воспитании водителей. «Технически создать это несложно, а для страховых компаний это будет очень интересно. Помимо этого, неотвратимость того, что за аварии придется платить, будет дисциплинировать автомобилистов. Сейчас ситуацию на самарских дорогах нельзя назвать оптимальной. А если человек будет знать, что за ДТП придется отдать дополнительные деньги, то это станет и воспитательной мерой», - уверен Сергей Сидоров.