В Самаре на некоторых заправках вновь подорожал бензин. И это не предел, говорят эксперты. По прогнозам, осенью горючее в стране подорожает еще на 20 процентов.
Тема бензина по-прежнему остается самой обсуждаемой в России. Власти день за днем делают громкие заявления о том, что дефицита больше не будет и горючее вскоре подорожает. Нефтяные компании высказывают свои претензии. А эксперты, со стороны наблюдая за этой ситуацией, скептически поджимают губы.
Напомним, с декабря 2010 года горючее подорожало почти на четверть. Кроме того, весной Россию накрыл дефицит топлива. В некоторых регионах, бензин на АЗС продавали только ограниченными партиями. В свою очередь, этот дефицит, который, по мнению многих россиян, был искусственным, вызвал очередной рост цен на нефтепродукты.
Нефтяники приводили различные объяснения происходящего, порой даже забавные. Так, по одной из версий, дефицит возник из-за того, что в России стало больше автомобилей – вот и не хватило на всех бензина. А виноват оказался АвтоВАЗ, ради которого в стране приняли госпрограмму утилизации автохлама. Люди стали покупать новые авто, объем транспорта увеличился, и спрос на бензин также возрос. О том, что новые машины покупали на сертификаты, полученные от сдачи старых машин, а следовательно объем транспорта существенно увеличиться не мог, видимо, никто не задумывался.
Впрочем, основная причина дефицита, по единогласному мнению нефтяников, – регламент, согласно которому весной в России вводился запрет на реализацию бензина стандарта «Евро-2». Мол, многие компании просто не успели в короткие сроки перестроить производство.
В июле 2010 года нефтяники и чиновники провели встречу, на которой правительство и ФАС решили продлить действие в России бензина «Евро-2» и выделить нефтяным компаниям деньги на модернизацию производства. В свою очередь нефтяники пообещали, что полученные инвестиции направят именно на модернизацию, цены на бензин поднимать не будут и топливо будут производить в нужных объемах.
Кроме того, власти продлили до конца лета действие заградительных пошлин на экспорт бензина, чтобы драгоценное топливо не утекало «за кордон».
ФАС же в свою провела проверку нескольких компаний, на которые поступили жалобы с обвинением в нечестной конкуренции. Накануне ФАС опубликовала результаты.
«9 августа 2011 года комиссия Федеральной антимонопольной службы признала ОАО «ЛУКОЙЛ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) посредством установления и поддержания монопольно высоких цен на дизельное топливо в 4 квартале 2010 – январе 2011 года», – сообщает пресс-секретарь ФАС Елена Нагайчук. Однако поскольку ОАО «ЛУКОЙЛ» устранило это нарушение, то предписание компании не выдали. Однако ФАС продолжает исследовать действия компании на оптовом рынке авиационного керосина.
«10 июля было вынесено решение в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объем начисленных штрафов составил порядка 15 млрд рублей. С учетом принятых судебных решений по «первой волне» и «второй волне» почти все штрафы на сегодня зачислены в государственный бюджет. 10 августа 2011 года Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала ОАО «НК «Роснефть» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в 4 квартале 2010 – январе 2011 года», – сообщается на сайте ведомства. Однако предписание «Роснефти» также не было выдано, как и «ЛУКОЙЛу». А вот подозрения в том, что «Роснефть» изымала дизтопливо и авиакеросин из обращения, тем самым способствуя возникновению дефицита, не подтвердились.
Между тем власти сейчас планируют принять новые законы, чтобы бензин не дорожал. Тут следует отметить, что главной причиной подорожания было повышение акцизов на бензин. Но снижать акцизы власти не планируют. Вместо этого чиновники хотят запретить компаниям, чьи сети АЗС занимают более 50% на рынке, строить новые заправки.
«В регионах, где доминирует одна нефтяная компания, цены на топливо на 2-5% выше по сравнению с соседними регионами, где конкурирует значительное количество АЗС на розничном рынке, – заявил в интервью федеральным изданиям заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин. – После того как закон начнет активно применяться в тех регионах, где сейчас доминирует одна компания, войдут другие нефтяные компании. Во-вторых, появится дополнительный потенциал для развития независимых АЗС. Если раньше вы видели заправки одного цвета, то в будущем у вас в глазах будет рябить от этих заправок. И самый приятный нюанс – от возникшей конкуренции цены на топливо снизятся».
Кроме того, власти считают, что необходимо добиться того, что нефтяные компании продавали топливо всем компаниям по одинаковой цене – и своим АЗС, и посторонним.
Таким образом, все АЗС будут получать топливо по одинаковой цене, и ни у кого не будет веских причин повышать стоимость. Кроме того, в правительстве заявили, что бензин в регионах начал дешеветь. Однако в Самаре с начала недели литр АИ-92 на АЗС «Витязи» подорожал с 26,4 до 27 рублей.
Эксперты же уверены, что топливо все же будет дорожать. Причем прогнозы неутешительны: с сентября стоимость горючего будет расти каждую неделю на 0,3%, а в целом к концу года подорожает на 20%.