Самарская ГИБДД с тревогой отмечает, что количество аварий, в которые попадают подростки на скутерах и мотоциклах, увеличивается. Причем ни беседы с родителями, ни пропаганда ПДД – ничего не помогает. Как итог – первая в области гибель школьника на скутере.
Мотоцикл, скутер, мопед – все эти транспортные средства нынче считаются очень модными среди современной молодежи. И если взрослые люди как более опытные люди не делают различий между автомобилем и двухколесным транспортом (разве что ведут себя более осторожно, будучи за рулем мотоцикла или мопеда), то молодежь лихачит, игнорируя и светофоры, и дорожные знаки.
Подростки уверены, что наличие мопеда или мотоцикла освобождают от обязательства знать и соблюдать правила дорожного движения. Зачастую подростки садятся за руль мотоцикла, не имея водительского удостоверения. Причем скутеристы уверены, что имеют на дороге преимущество, а если и не имеют, то всегда успеют проскочить. И очень удивляются, когда попадают в аварии. Кстати, сейчас сложилась такая ситуация, что разъяренные автомобилисты нередко просто не уступают дорогу скутеристам и мотоциклистам, и это «неспортивное» поведение оборачивается трагедией.
Один такой печальный случай произошел 13 августа в Богатовском районе на 65-м километре дороги Кинель – Богатое – Борское в селе Богатом. В аварии погибли 15-летний и 11-летний школьники.
«21-летний водитель УАЗ-31514 при выполнении маневра «поворот налево» не предоставил преимущество движущемуся во встречном направлении мопеду «Орион» и столкнулся с ним. Мопедом управлял 15-летний юноша, который был в мотошлеме. Парень скончался через полчаса в больнице. 11-летнего пассажира мопеда, который находился на заднем сиденье, в мотошлеме, госпитализировали с переломами таза, голени и колена», – сообщает руководитель отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Владимир Бочаров.
16 августа в Самаре на Ракитовском шоссе опять же пострадал подросток. 15-летний парень ехал на мотоцикле Ямаха FZ 400 в сторону Московского шоссе, когда его сбил 44-летний водитель «Пежо-607«, который ехал навстречу и выполнял разворот. Автомобилист не пожелал уступить дорогу, и произошло столкновение. Юношу, у которого, кстати, не оказалось водительского удостоверения, госпитализировали с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, ушибом грудной клетки и переломом руки.
Зачастую подростки настолько забывают о своей безопасности, что садятся за руль нетрезвыми. Как правило, чаще такое происходит в сельской местности. Например, 14 августа пьяный 16-летний юноша, конечно же, без водительского удостоверения, катался на мотоцикле ИМЗ-810310 «Урал» по селу Колывань. Вместе с ним ехал тоже пьяный 14-летний подросток, который почему-то сидел на крыле бокового прицепа. При левом повороте пассажир не удержался и упал на дорогу. Получил раны и ссадины лица и сотрясение мозга.
В первую очередь, по мнению сотрудников, ответственность ложится на плечи родителей. Родители, покупая ребенку мопед, потому что «это сейчас круто» и «у всех такой есть», не задумываются, что по сути дарят своим чадам бомбу замедленного действия.
«По закону, управлять мопедом имеют право граждане старше 16 лет, – констатирует начальник ОГИБДД УВД по г. Самаре Дмитрий Балькин. – Однако у нас часто за руль скутеров садятся и 13- и 14-летние дети. Потом, когда с ними разговариваешь, выясняется, что мопеды подросткам покупают родители, бабушки, дедушки. То есть, родители осознанно дарят детям транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности, и родители же выпускают детей на дорогу, на которой подростков подстерегает опасность. Причем по закону ребенок не должен подвергаться административной ответственности. И родителей, которые своему ребенку, не достигшему 16 лет, купили мопед, мы тоже не имеем права наказывать. Можем только провести профилактическую беседу».
По мнению инспекторов ГИБДД, если ребенок уже достиг 16 лет, и встал вопрос о покупке скутера или мопеда, то нужно обратить внимание на несколько факторов. Главную роль играет характер ребенка. Если у него наблюдается чрезмерная возбудимость, азартность, недостаточный самоконтроль, то вряд ли подросток будет адекватно вести себя на дороге. Тут есть смысл подождать, пока ребенок немного повзрослеет. Ведь он будет подвергать опасности не только себя, но и других участников движения.
Если же ребенок вполне серьезен, любит возиться с техникой, ответственно относится к заданиям и поручениям, то до покупки мопеда необходимо отработать с ним правила техники безопасности, обсудить ПДД, возможные сложные ситуации на дороге.
Если с мотоциклистами все более или менее ясно, то скутеристы – особая каста на дорогах. Поскольку эта техника де-юре не является полноправным транспортным средством, и управлять ей можно, не имея водительского удостоверения и не регистрируя ее в ГИБДД, то подростки считают, что не несут никакой ответственности и в любом случае останутся безнаказанными. И напрасно.
«Действующее законодательство регулирует все процессы, в которые попадает водитель мопеда-скутера, участвуя в дорожном движении. Первое и самое главное (чем многие пренебрегают)-скутеристы должны знать все правила дорожного движения. Пункт 1.2 ПДД РФ определяет статус мопедиста – скутериста.
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов.
Мопед – двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками».
Таким образом, лицо, передвигающееся на мопеде-скутере, является полноценным «Участником дорожного движения».
И вот уже пункт 1.3. определяет обязанности участников дорожного движения – знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков. Кроме того, согласно пункту 1.5. участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда», – комментируют в УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области.
Не все скутеристы знают основные требования, предъявляемые к водителям мопедов. А между тем их немного.
Водители скутеров и мопедов не имеют права ездить по автомагистралям (п. 16 ПДД РФ – «На автомагистралях запрещается: – движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч»). – При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним скутеристы могут двигаться по велосипедной дорожке или по краю проезжей части, а на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части – по ходу движения транспортных средств. Ехать по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки категорически запрещается.
Скутеристы обязаны пользоваться внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, в частности, в светлое время суток они должны ездить с включенным ближним светом фар.
Водителям мопедов и скутеров запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.
Нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет.
Водитель скутера или мопеда обязан ездит только в мотошлеме.
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенной вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
А главное, что должны помнить родители и подростки – управлять скутером и мопедом можно только в возрасте от 16 лет.