По нынешним временам подушка безопасности не является чем-то необычным. В каждой приличной машине, продающейся в России, есть хотя бы водительская. В Европе так вообще запрещено продавать автомобили без этой опции. Однако до сих пор не все знают, как работает и насколько опасной может быть подушка безопасности, если ее неправильно использовать.
Бой подушками
Вопрос представителя одного из дилерских центров города о том, почему его покалечило подушкой безопасности, вызвал у меня легкий ступор. Казалось бы, уж кто-кто, а продавец автомобилей должен знать, как работает AirBag. И все же, глядя на его обожженную, всю в синяках физиономию закрадывается сомнение в его квалификации.
Начнем с простого - как работает подушка безопасности. У нее всего три компонента: непосредственно подушка с пиропатроном, датчики удара и блок диагностики. Цепь событий проще некуда. Датчики распознают удар, дают команду на пиропатрон, который, взрываясь, наполняет нейлоновую подушку газом. Наполняющаяся подушка вскрывает пластиковую заглушку и через секунду вступает в контакт с физиономией дорожного ротозея, после чего сдувается.
Вроде бы все просто. Однако есть хитрость. Скорость открытия современных подушек рассчитана на использование ремней безопасности. Если вы пристегнуты, то мягко влетите в подушку и не почувствуете особого дискомфорта (естественно, испугаетесь, естественно, нюхнете газа от пиропатрона, но и только). Но если вы не пристегнуты, то неминуемо получите ожоги от горячего газа. И это еще полбеды. Со всего маху влететь в подушку безопасности все равно, что подставиться под прямой удар Мохаммеда Али — в лучшем случае отключитесь. В худшем — отправитесь на встречу со Всевышним.
Теперь понятно, откуда на лице этого горе-продавца синяки и ожоги? Он ехал непристегнутым.
История в деталях
Смертность от подушек безопасности достигла своего пика в 1997-м. Тогда в США было зарегистрировано 57 случаев гибели из-за этой системы безопасности. Эксперты и производители подушек говорят о том, что за рулем автомобиля, оснащенного системой AirBag, необходимо пристегиваться, чтобы не получить травмы от раскрывающейся подушки. Не рекомендуется курить трубку во время движения и не надевать очки. От подушек иногда достается и спасателям. Часто, несработавшие в момент аварии, они раскрываются, когда спасатели пытаются вытащить пострадавшего.
И все же, как ни крути, подушка безопасности спасла гораздо больше жизней, чем забрала. Работы над этим устройством продолжаются, а водителям надо просто пристегиваться и ездить аккуратнее.