
Сейчас машина без усилителя рулевого управления воспринимается как анахронизм. Мало кому хочется напрягаться, вращая тяжелый руль. Сейчас автопроизводители предлагают два типа усилителей: гидравлический и электрический. У каждого из них есть свои достоинства и свои недостатки. Разберемся.
Бежит водичка
В гидроусилителях руля (ГУР) используется жидкость. Естественно, не просто вода, а масло типа ATF, такое же применяют в автоматических коробках передач. Не стану утомлять долгими подробностями в описании принципов работы ГУР и занудными терминами. Если коротко, то насос под высоким давлением нагнетает масло из бачка в распределитель. Задача последнего - отслеживать и дозировать усилие на руле. В паре с ним работает торсион, расположенный на рулевом валу. Если машина едет прямо, то водитель не чувствует усилия, но стоит начать вращать руль, как оно тут же появляется и растет в зависимости от скорости и угла поворота колес.
ГУР — штука безусловно удобная. Хотя бы потому, что водителю не приходится слишком напрягаться при повороте колес на стоящей машине. Усилитель нейтрализует удары, приходящиеся от неровностей на дороге, а также обеспечивает «чувство автомобиля».
Но есть и недостатки. Чтобы водитель чувствовал дорогу, инженерам приходится долго возиться с настройками. Но главное — на ГУР приходятся значительные потери энергии, ведь масло нужно постоянно гонять по системе трубок, а на это тратится часть мощности двигателя. При быстром вращении руля в разные стороны может произойти эффект «закусывания», когда давление не успевает возрастать и на секунду руль остается без усиления.
Искра нам в помощь
Во многих современных машинах используются электроусилители руля - ЭУР. Смысл такой же, как и у ГУР, только без трубок, насосов и масла. Специальный датчик отслеживает вращение руля, и по его сигналу электроника подает ток нужной полярности и силы на обмотки электромотора, связанного с рулевым механизмом через червячную передачу. А по сигналам от датчика скорости можно изменять характеристику усилителя в соответствии с любой заложенной в память блока зависимостью.
Преимущества перед ГУР значительные. Во-первых, не тратится энергия мотора и, соответственно, сокращается расход топлива. Энергия потребляется только в момент вращения руля. Во-вторых, электрика не зависит от перепадов температур. В-третьих, можно прописать колоссальное количество настроек. И обслуживание значительно проще.
Однако и у ЭУР есть недостатки. При всех возможностях, настраивать эту систему на драйверский лад умеют не все производители. Хорошо это получается у немцев. В большинстве же случаев мы имеем недостаток информативности в угоду комфорту. Конечно, большинству покупателей не важна такая мелочь. Главное, чтобы руль крутился легко. Но если хотите экономии, то выбирайте электроусилитель. К тому же скоро, похоже, гидравлических систем вообще не останется.