Правительство России предлагает строить платные дороги без бесплатной альтернативы. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Несмотря на то, что Госдума этот вариант категорически отвергла, эксперты считают, что идея Шувалова имеет все шансы на претворение в жизнь.
Создание платных дорог – в России тема не новая. О том, что часть дорог в стране будет доступна для автолюбителей только за деньги, власти заявили уже давно. Однако платные участки будут делать только там, где есть альтернативные объезды, заверил в начале года глава Минтранса Игорь Левитин.
Одними из первых под раздачу попали участки трассы М-4 «Дон» в Липецкой и Тульской областях. Проезд на таких участках стоит 1-5 рублей, в зависимости от времени суток и массы автомобиля. «Весной мы всей семьей ездили к родственникам в Беларусь, – рассказывает ростовская журналистка Елена Романова. – На трассе уже работал платный участок. 50 километров пути обошлись в 50 рублей. Дорога очень хорошая, ничего не скажешь: безупречное покрытие, освещение, ограждения. Но есть и серьезные, на мой взгляд, недостатки. Во-первых, о том, сколько будет стоить поездка, мы узнали только при оплате: по трассе есть предупреждения, что скоро начнется платный участок, есть информация о съезде на объездной маршрут, но расценок нет. Во-вторых, путешественникам стоит иметь в виду: никаких съездов и «удобств» на платном участке нет, насколько я помню, нет и заправок. То есть, никаких экстренных остановок. Это не очень удобно, если в машине маленький ребенок».
Далее российские власти заявили, что постепенно будет вводится плата за различные участки дорог. А деньги, полученные от автомобилистов, будут тратиться на строительство новых дорог. Кстати, буквально на днях Межрегиональный общественный центр «За безопасность дорог» обнародовал результаты аналитического исследования, согласно которым около 60% бюджетных средств на содержание российских дорог расходуются неэффективно. Исследование проводилось на основе итогов тендеров, связанных с содержанием дорог, закупкой ПГМ и нанесением дорожной разметки в регионах в 2011 году. Специалисты пришли к выводу, что строительству хороших дорог мешают коррупция в органах местного самоуправления, завышенная стоимость, нецелесообразность использования ряда закупаемых материалов.
«Самый свежий пример – аукцион в Москве на поставку новой противогололедной смеси из соли, мраморной крошки и формиата натрия стоимостью 2,5 млрд рублей. По мнению экспертов, стоимость этого лота не может превышать 1 млрд рублей, как это было в предыдущие годы. Так, цена за тонну поваренной соли составляет в среднем 3-4 тысячи рублей, мраморной крошки – около 1,5-2 тысяч рублей. Единственным дорогостоящим компонентом новой противогололедной смеси является формиат натрия. Его цена составляет около 18-20 тысяч рублей за тонну. Однако, согласно указанной в документации рецептуре, доля формиат натрия составляет не более 10-30% смеси, таким образом, стоимость смеси – не более семи тысяч рублей за тонну, а в документации стоит 18,6 тысячи рублей, то есть налицо завышение в два с половиной раза! При этом, необходимости в использования формиата натрия реально нет», – комментирует ведущий научный сотрудник ФГУП НИИ Химических реактивов Юрий Орлов.
Немудрено, что при таком раскладе денег на дороги катастрофически не хватает. И на V Тихоокеанском экономическом конгрессе во Владивостоке Игорь Шувалов сообщил, что если появится экономическая необходимость или коммерческий интерес, то в России придется строить платные дороги без бесплатной альтернативы. Тем временем депутаты Госдумы предложение не поддержали, переадресовав первого вице-премьера к Конституции.
Однако, по мнению экономистов, мысль, изреченная Шуваловым, едва ли является его собственным мнением – скорее всего, это идея группы чиновников из самых верхов. Поэтому вполне возможен вариант, при котором идея реализуется. При этом введение платных дорог неизбежно станет причиной повышения цен на товары и услуги. Напомним, что, помимо всего, власти намерены ввести единый налог для автомобилистов в размере 50 000 рублей в год.
«За примером, какими должны быть платные дороги, далеко ходить не нужно – такие дороги есть в Белоруссии, – рассказывает президент некоммерческого партнерства перевозчиков «Поволжье» Николай Коротков. – Мне доводилось ездить по платным участкам на трассе М-4 «Дон». Они не идут ни в какое сравнение с белорусскими дорогами. Кроме того, у нас проезд дороже в несколько раз. Однако если дороги и у нас будут такие же ровные, я согласен за них платить, потому что из-за нынешнего состояния трасс и асфальтового покрытия я каждый месяц теряю около 100 000 рублей – деньги уходят на ремонт автомобилей. Другой вопрос – как это все будет осуществляться? Ведь сейчас в России реально нет таких идеально ровных и хороших участков, за которые можно было бы брать плату. А есть подозрения, что в большинстве случаев специально строить платные дороги не будут, будут как раз таки огораживать уже имеющиеся».