Российский автопром может прийти в упадок, если государство вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). К такому выводу пришли некоторые эксперты, ознакомившись с планами развития страны на ближайшие три года.
Документ «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» подготовили в Министерстве экономического развития РФ. Правительство страны его одобрило. Один из пунктов этого 300-страничного труда посвящен развитию отечественного автопрома. В частности, сказано, что перспективы есть и довольно-таки неплохие, но при условии, что Россия не вступит в ВТО. В противном случае судьба нашей автомобильной промышленности окажется под угрозой гибели.
Вступление в ВТО повлечет за собой отмену заградительных пошлин. Напомним, сейчас в целях поддержки отечественного производителя действуют заградительные таможенные пошлины. Но члены ВТО уже сейчас на стадии переговоров требуют их отмены. А это, в свою очередь, вызовет приток в страну сотен тысяч иномарок. Безусловно, при обилии автомобилей по доступным ценам российский потребитель будет выбирать авто импортного производства. Таким образом, российский автопром окажется за бортом. По прогнозам, в худшем случае темпы производственного роста в сфере легковых автомобилей в 2014-м сократятся сразу на 58% в сравнении с показателями 2010-го. Производство грузовиков же и вовсе может упасть на 98% – то есть практически прекратиться.
Отметим, что переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с середины 90-х годов. Предполагается, что Россия должна присоединиться к этой организации в составе Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном.
«Если Россия когда-нибудь и вступит в ВТО (что-то уже создается впечатление, что это никогда не случится), у российского автомобилестроения, конечно, должны возникнуть большие проблемы. И это логично. Но дело в том, что внутренняя система правил ВТО не предполагает сколько-нибудь существенных наказаний за нарушение тех или иных пунктов этого договора. Обычно государства в обход договоренностей ВТО (таможенного законодательства, других нормативных актов) используют другие инструменты для сдерживания иностранных конкурентов. Это могут быть различные протекционистские меры, внутренняя поддержка своих производителей и другие административные ресурсы. Наш автопром (в частности АвтоВАЗ), благодаря государству благополучно вышел в прибыль даже в период мирового кризиса. Так что никакой ВТО ему точно не страшен», – считает директор по исследованиям маркетингового агентства ABARUS Market Research Вера Никольская.
«Думаю, что в целесообразности вступления в ВТО уже сомневаются и сами власти. Погибнуть АвтоВАЗу никто не даст – его же холили и лелеяли еще с советских времен, чтобы он не загнулся. Не загнется и сейчас», – уверен редактор уфимского автомобильного сайта 102.km Василий Лебедев.
Между тем, иностранные эксперты и большинство российских все же считают, что в ближайшее время Россия наоборот станет лидером мирового авторынка. Согласно исследованиям британских экспертов, к 2014 году в России будет 56 миллионов транспортных средств, а уровень автомобилизации составит 400 машин на 1000 жителей. По их расчетам, иностранные производители, имеющие свои заводы в России, уже буквально в 2011 году, удвоят производство. Если в прошлом году было собрано 340 тысяч иномарок, то в этом году будет 660 тысяч, в 2012 году (не будем заглядывать пока дальше) объем производства только на зарубежных заводах в России превысит миллион автомобилей. И это не считая АвтоВАЗа, ГАЗа. На фоне падающих продаж в Европе, к примеру, в Испании или Ирландии, перспективы России весьма радужны. Единственным конкурентом российскому автопрому эксперты считают китайского автопроизводителя.
По данным сервиса Автообъявления, на вторичном автомобильном рынке Самары среди ВАЗовских автомобилей преобладают ВАЗ-2114 (от 125 до 265 тысяч рублей), Lada Kalina (от 167 до 310 тысяч рублей) и Lada Priora (от 230 до 310 тысяч рублей).
Однако даже при самом благоприятном сценарии автопрому ничего не светит, считают в Минэконоразвития. Во-первых, прогнозируется, что через три года рост реальных доходов населения снизится до 113% по отношению к 2011 году. Во-вторых, будет сокращен объем закупок отечественных авто для чиновничьих нужд.
«Я думаю, что главный враг нашему, именно российскому, автопрому – это не ВТО. И уж тем более не контроль за госзакупками – это-то уж тут совсем не при чем: где вы видели чиновника, который бы покупал российский автомобиль или даже иномарку российской сборки? Главная закавыка в иностранцах, которые покупают наши заводы. Вот сейчас на площадках АвтоВАЗа производят «Рено» и «Ниссаны», и «лады». Но это ведь недолго будет продолжаться. Пройдет еще немного времени, и АвтоВАЗ станет полностью подконтрольным альянсу «Рено-Ниссан». И тогда «лады» производиться уже не будут. Ведь уже есть первая ласточка – продажа ИжАвто АвтоВАЗу. АвтоВАЗ ведь покупает его не потому, что ему мощностей не хватает, а потому альянс «Рено-Ниссан» на эти площади нацелился. И будут скоро в Ижевске выпускать сплошные «Рено» и «Ниссаны». Мне трудно сказать, плохо это или хорошо. Но когда все это произойдет, будет обидно, что в наше родное производство вбухано столько денег из бюджета, из наших налогов – и все ради чего? Чтобы в конце концов продать этот завод иностранцам?» – рассуждает продавец автомобилей Дмитрий.
Между тем, АвтоВАЗ продолжает сообщать о грандиозных планах. Так, уже к декабрю в дилерских центрах начнут продавать новую «Гранту». Помимо «народного автомобиля» Волжский завод планирует производить и другие модели. В частности, на днях компания сообщила о разработке автомобилей с альтернативными энергоустановками. Так, 14 сентября на заводе состоялась конференция на эту тему, в которой приняли участие менеджмент АвтоВАЗа, руководители федеральных органов исполнительной власти, специалисты заводов-производителей автомобилей и автокомпонентов (СОЛЛЕРС, КАМАЗ, ГАЗ, Porsche, Bosch, НАМИ), представители научно-исследовательских институтов, ВУЗов. Участники обсудили вопросы развития автомобилей на альтернативном топливе, строительства инфраструктуры, необходимости целевой государственной поддержки.
«Нужна сильная компонентная база в России, законодательные инициативы, стимулирующие потребителей к покупке «гибридов» и электромобилей (налоговые льготы, скидки при покупке и т.д.). Особенно остро стоит вопрос развития инфраструктуры для такого вида транспорта. АвтоВАЗ сегодня ведет работы в области «гибридов» и электромобилей. Сегодняшние наши разработки создаются с целью накопления технической базы, а также возможности проведения реальных испытаний таких машин в условиях нашей страны», – сообщил вице-президент по техническому развитию ОАО АвтоВАЗ Евгений Шмелев.
В настоящее время на Волжском автозаводе проводится цикл испытаний автомобиля LADA Priora CNG. Основным топливом для этой модели является сжатый природный газ (метан), а бензин используется как резервное горючее. Кроме того, АвтоВАЗ создал несколько модификаций LADA Antel на топливных элементах.
Фото: Фото с сайта carclub.ru