В следующем году самарским автовладельцам, возможно, придется платить еще один налог – на старые автомобили. Министерство промышленности и торговли РФ хочет заменить транспортный налог экологическим. То есть владельцы неэкологичных авто будут доплачивать за вред, нанесенный окружающей среде.
О подробностях новшества Минпромторг намерен рассказать в ближайшем будущем. Пока же известно о двух вариантах развития действия: либо транспортный налог заменят на экологический, либо увеличат акцизы в зависимости от экологического класса топлива. По мнению специалистов Министерства, эта экономическая мера станет стимулом для обновления российского автопарка.
«Мы считаем, что перенесение части акцизов дополнительно в цену топлива требует дополнительно некоторой реструктуризации, поскольку тот транспортный налог, который ополовиненный вошёл в акцизы, останется жить и будет работать на улучшение и совершенствование дорожного хозяйства. А этот налог должен работать, стимулируя обновление парка. Этот налог не ударит по бедным и вообще ни по кому не ударит. Мы не говорили о повышении налога. Мы говорили о дифференциации между экологически старыми, экологически вредными и экологически безвредными автомобилями, не больше. Мы, если нужно, еще одну программу утилизации запустим. Кстати, это были автомобили класса «Евро-0», которые сдаются на утилизацию, а проданные новые были класса «Евро-3». Мы посчитали, 600 тысяч автомобилей, проданных по программе, – это 16 тысяч 500 тонн вредных веществ, не выброшенных в атмосферу», – рассказал в интервью федеральным СМИ директор Департамента автомобильной промышленности Алексей Рахманов.
Если ведомство выберет первый вариант, то транспортный налог будет дифференцирован в зависимости от «чистоты» машины. Российские автомобилистов уже забили тревогу, выступив против повышения налога для владельцев старых автомобилей. «Такое ощущение, что государство уже не знает, какие еще налоги придумать, чтобы пополнить казну, – говорит автомобилист Руслан Акулинин. – Получается, что как только речь заходит об экологии, так сразу всю ответственность и материальную в том числе перекладывают на тех, у кого старые машины. В стране стоят тысячи заводов, которые травят города, а налоги платим мы. И я не пойму логики стимулирования. Получается, что если у человека старая «пятерка», к примеру, то ему придется платить за это что-то типа штрафа. А как он поменяет машину на новую, если у него много денег уходит как раз-таки на эти экологические налоги или дорогой бензин? Замкнутый круг, господа!».
Однако в министерстве заявили, что о повышении транспортного налога речь не идет. Планируется наоборот понижать ставку для экологически чистых машин. Отметим, что Минпромторг ранее предлагал с 2012 года в два раза увеличить налог на автомобили старше пяти лет и повысить базовую ставку для машин с уровнем выбросов «Евро-2» и «Евро-3». Владельцам же транспортных средств стандарта «Евро-5» Министерство предлагало 30-процентную скидку. Для владельцев транспортных средств стандарта «Евро-4» налог оставался неизменным.
Если же экологический налог будет включен в акцизы, то значительно увеличится цена на топливо. Причем в Министерстве заявили, что доходы от получения этого налога будут направлены на совершенствование и улучшение дорожного хозяйства.
Между тем, согласно статистике, не менее 75% единиц российского автопарка выпущены до 2006 года. Почти половина из них – 10-15 лет назад. Если налог для их владельцев будет увеличен, то российский бюджет значительно «прибавит в весе».
«Я думаю, что пора пересаживаться на велосипеды, – говорит автолюбитель Мария Жаркова. – Потому что автомобиль становится однозначно не средством передвижения, а роскошью. Государство уже не знает, какой налог выдумать. Вряд ли здесь забота об экологии – скорее всего, просто нашли еще один способ пополнения казны. Потому что об экологии надо заботиться иным способом – драть как сидоровых коз промышленников – заводы всякие и прочее. Они являются главными загрязнителями. «Норильский никель», к примеру».