Самара получила 21 миллион рублей из федерального бюджета на установку пешеходных ограждений. Они уже начали появляться на самых опасных участках дорог. По мнению ГИБДД, ограждения – это самый действенный метод борьбы с ростом ДТП с участием пешеходов.
Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов – это одна из самых глобальных проблем в России и в Самаре в частности. Особенно тревожит сотрудников ГИБДД тот факт, что постоянно увеличивается число наездов на пешеходов на нерегулируемых переходах.
«Проблема в том, что, когда было принято то самое ужесточение для водителей, которое обязало водителей пропускать пешеходов, его неправильно истолковали, – говорит член областной межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Олег Мартин. – Во многих СМИ, в том числе и самарских, прямым текстом говорили: «Пешеходы теперь могут смело переходить дорогу, потому что водители обязаны остановиться!». И, вот, наши пешеходы действительно смело кидаются на дорогу, совершенно не задумываясь о том, что есть такие понятия, как тормозной путь, реакция водителя. Кроме того, никто не отменял правила дорожного движения, которое предписывает пешеходу перед тем, как переходить дорогу, оценить дорожную обстановку. Забывают пешеходы и о том, что нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. То есть проблема – в головах. Нужно перестраивать сознание пешеходов».
Многие считают, что проблему можно решить, увеличив штрафы для тех, кто переходит дорогу вне зоны пешеходного перехода. «Я считаю, что эта мера не принесет ожидаемого эффекта, – говорит начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов. – На деле очень сложно привлечь пешехода к административной ответственности. Во-первых, пешеходы редко имеют при себе документы, а без них не составишь протокол. Во-вторых, сами пешеходы обычно очень агрессивно реагируют на замечания сотрудников ДПС и даже пишут жалобы. Пишут, что вот уже два года переходят дорогу в этом месте, а тут их осмелился остановить сотрудник ГИБДД. Также пешеходы считают железным аргументом то, что до перехода идти аж целых 40 метров! Поэтому даже если законодатели увеличат штрафы до 1000 рублей, это мало чем поможет».
Как показывает статистика, чаще всего неправильно переходят дорогу пенсионеры и молодые мамочки с колясками. Ни профилактические беседы, ни штрафы здесь не помогут. Единственным действенном методом борьбы с пешеходной недисциплинированностью сотрудники ГИБДД считают установку пешеходных ограждений. Их уже начали устанавливать по всему городу.
«Если вспомнить 90-е, то такие ограждения были почти везде, – говорит автолюбитель Сергей Лысаков. – Потом их зачем-то снесли. Сейчас, вот, снова устанавливают, и я как автомобилист вижу в них пользу. Там, где они стоят, пешеходы практически не переходят дорогу. Перепрыгнуть через них могут разве что школьники или студенты, а взрослые люди лучше дойдут до перехода. Так что я за эти ограждения».
Кроме того, сейчас вносятся изменения в областную программу по безопасности дорожного движения. В частности, областная Госавтоинспекция предложила построить надземные переходы на 11 участках городских дорог. Появятся ли они в следующем году, сказать сложно. Эти меры требуют огромных финансовых вливаний. К примеру оборудование только одного такого перехода стоит до 200 миллионов рублей. В первую очередь надземные пешеходные переходы будут строиться на пересечении Московского шоссе и Революционной, у ипподрома и центрального автовокзала. Это те участки, загруженность которых влияет на пропускную способность Московского шоссе. Надземные переходы в этих участках значительно улучшат движение в городе в целом.
Есть замечания у Госавтоинспекции и к дорожной разметке, к качеству ее нанесения. Отсутствие разметки зачастую становится одной из сопутствующих причин дорожно-транспортных происшествий.