Когда речь заходит о тюнинге, всегда возникает вопрос цены и глубины модернизации. Серьезное вмешательство в двигатель влечет заметные изменения в его характеристиках, но и стоит недешево. Недорогие варианты перенастройки, вроде чип-тюнинга, дают не особо заметный результат. Так стоит ли им вообще заниматься?
Железный мозг
Двигатель современного автомобиля контролируется компьютером. А точнее, чипом, который ставится на плате электронного блока управления. Компьютер постоянно контролирует работу мотора и может корректировать ее в соответствии с полученными данными. Так вот, программу, которая зашита в чип, можно поменять с помощью нехитрого устройства - программатора, а сам процесс называется чип-тюнингом.
Смысл в том, чтобы заменить штатную программу на новую, отвечающую требованиям владельца машины. Можно слегка повысить мощность мотора, можно снизить расход и выбросы СО. Специалисты рекомендуют чиповку при установке газобалонного оборудования. Очень часто с помощью чип-тюнинга исправляются заводские ошибки в программах (да, производители небезгрешны) ЭБУ машин, поставляемых на российский рынок. Как правило, программа просто не учитывает наши климатические особенности, а также то, что в бак льется какая-то бурда, отдаленно напоминающая бензин. Но подавляющее большинство клиентов все же хочет получить от чип-тюнинга повышение мощности мотора.
Что и как
Сам физический процесс чип-тюнинга довольно прост. Подключил к ЭБУ программатор, считал старую прошивку, залил новую, отцепил кабель - и свободен. Гораздо больше времени занимает корректировка самой программы. Зачастую энтузиасты сами пишут пограмму для блока управления и потом доводят ее на своих машинах. Вообще про калибровочные таблицы можно отдельную статью писать. Страниц этак на 10, поскольку тема глобальная и проблем в ней очень много, равно как и способов решения.
Рядовой же потребитель должен знать, что чип-тюнинг на обычном двигателе дает прибавку мощности не более 12%. На трубовых движках увеличение мощности может достигать 40% в основном за счет изменения давления наддува. Важно и то, что при чиповке оптимизируется сгорание топливно-воздушной смеси, поэтому расход топлива, по идее, должен снижаться.
У чип-тюнинга есть и недостатки, которые, как правило, кроются в некачественных прошивках или кривых руках тюнеров. Неправильная программа запросто может держать двигатель на слишком бедной или, наоборот, на слишком богатой смеси, что довольно быстро приведет к капитальному ремонту. Удалось найти и пару случаев, когда при перепрошивке убивали сам чип (как умудрялись это делать, не знаю). Пожалуй, это самые распространенные недостатки чип-тюнинга.
Удовольствие измения свойств мотора с помощью чиповки вполне доступно, но цена сильно зависит от марки машины. Например, чипануть ВАЗ стоит около 2,5 тыс. рублей. Перепрошивка бюджетного «Форда» обойдется в 5 тыс. рублей. А цена на чип-тюнинг, например, Audi A6 только начинается с 10 тыс. рублей.