Нынешняя Госдума РФ, дорабатывающая последние месяцы, дает наказы уже следующему составу российских законодателей. Так, с предложением ограничить выдачу водительских удостоверений пенсионерам выступил глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. По мнению депутата, пожилые люди в силу своих возрастных особенностей представляют повышенную угрозу на дорогах. Поэтому, согласно предлагаемому законопроекту, автомобилисты старше 65 лет должны получать права сроком не на десять, а на пять лет.
Примечательно, что ни одна из фракций в составе нынешнего российского парламента не поддержала предложение депутата-единоросса. Во-первых, Сергей Шишкарев не включен в новый предвыборный список «Единой России» в Госдуму, во-вторых, глава комитета по транспорту высказал слишком уж несвоевременную мысль – на носу выборы, и терять поддержку значительной части электората в лице пенсионеров не хочется никому.
При этом в настоящее время в России и так действуют нормы, согласно которым водительское удостоверение нельзя получить без прохождения медкомиссии. Также Минздрав подготовил законопроект, согласно которому уже в ближайшем будущем большая часть автовладельцев будет обязана проходить медосмотр раз в пять лет, а для пенсионеров (мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет) эти рамки и вовсе сузятся до ежегодного осмотра. Кроме того, с просроченной медсправкой ездить уже будет нельзя. Часть медицинского сообщества поддержала инициативу Сергея Шишкарева, другие медработники согласились с ней с рядом существенных оговорок.
«Безусловно, фактор возраста – один из самых серьезных в развитии заболевания, – заявил директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Сергей Бойцов. – В 65 лет повышаются риски сердечно-сосудистых заболеваний. До восьми процентов всех ДТП происходят именно по причине инфарктов и сердечных приступов за рулем».
Резко против ограничений в отношении пожилых людей выступил глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, водители в возрасте 65–70 лет даже не входят в группу риска, в отличие от молодых начинающих водителей, у которых «безбашенная» психология и нет достаточного опыта вождения.
«Водители со стажем до двух лет составляют самую большую группу аварийщиков, – отмечает Вячеслав Лысаков. – Потому, на мой взгляд, речь надо вести о законодательном ограничении прав начинающих водителей. Прежде всего – скоростного режима. Знак, что машиной управляет новичок, уже есть. Но теперь к нему надо добавить ограничение скорости. И запретить начинающим ночную езду, которая требует навыков. Наконец, имеющим водительский стаж не более двух лет, нельзя возить больше одного пассажира».