Эксперты по автокредитованию расходятся в прогнозах о том, как повлияет на рынок завершение госпрограммы субсидирования автокредитов в 2011 году. Кто-то говорит, что на ситуации в целом это не отразится, но другие участники рынка считают, что прекращение государственной «подпитки» повлияет и на объемы выдачи автокредитов, и на спрос по отдельным категориям автомобилей.
– Тот факт, что госпрограмма льготного автокредитования не будет продлена на 2012 год, как-то отражается на спросе?
Роман Азнабаев, руководитель направления кредитования департамента розничного бизнеса ОАО «Первобанк»:
– Спрос, безусловно, изменится. Госпрограмма оживила дополнительный сегмент заемщиков с незначительным уровнем дохода, и с ее прекращением часть потенциальных клиентов снова уйдет из поля зрения банков, ориентированных на кредитование новых автомобилей. Но, возможно, клиенты, уже воспользовавшиеся кредитами, перестанут бояться банков, и объем кредитования будет больше в сравнении с предыдущими периодами.
Прекращение действия госпрограммы вернет спрос на подержанные авто. Возрастет и спрос на долгосрочные кредиты – сроком 5, 7 и даже 10 лет. Конечно, лишь небольшое число заемщиков будет пользоваться кредитом так долго, но долгосрочные кредиты – один из инструментов снижения ежемесячного платежа.
Никита Кочукин, менеджер по автокредитованию Национального Торгового Банка:
– Большого влияния на рынок автокредитов это не окажет. Госпрограмма льготного автокредитования в большей степени была направлена на стимулирование спроса на конкретные марки автомобилей, нежели на услуги кредитования. В то же время субсидирование ставок по автокредитам помогло рынку автокредитования активизироваться и набрать темп. Окончание программы отразится на стоимости кредита на автомобили из льготного списка, что может привести к некоторому снижению спроса на них. Впрочем, у населения еще есть возможность воспользоваться программой – до ее окончания еще два месяца.
Мария Колосс, руководитель продукта «Автокредитование» ОТП Банка:
– Программа государственного субсидирования была мощным толчком по стимулированию продаж автомобилей отечественного производства после кризиса, и свою функцию она успешно выполнила – льготами воспользовались около 200 000 заемщиков. Программа позволяла приобрести автомобиль с существенной экономией для клиента, и абсолютное большинство автокредитов на автомобили отечественного производства брали именно с господдержкой. Учитывая такую популярность, можно говорить о том, что закрытие программы государственного субсидирования отразится на объемах выдач автокредитов и в целом повлечет за собой снижение спроса на отечественные автомобили.
Александр Васюхин, директор Самарского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»:
– Спрос на покупку автомобилей в кредит, возможно, снизится – благодаря программе льготного кредитования купить автомобиль в кредит могли клиенты, имеющие невысокий уровень дохода. Но в целом на рынок это не повлияет.
Азат Тимерханов, аналитик агентства «АВТОСТАТ»:
– Пока эта программа еще действует, до конца года можно ожидать роста числа желающих ею воспользоваться. Согласитесь, что субсидия в 5,5% в настоящее время выглядит довольно привлекательно, а вот с началом 2012 года процентные ставки по автокредитам станут стандартными. И ожидать увеличения числа клиентов банкам вряд ли стоит. Как следствие, это отразится и на спросе на автомобили.
Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:
– Вырастут средние ставки, но для кэптивных банков влияние льготного кредитования минимально, их ставки останутся на уровне 6-8%. В экономике наметился тренд роста реальных доходов и зарплат. Так что если темпы роста авторынка в следующем году и не будут столь же высокими, как в текущем, они могут составить порядка 10-15%, увеличившись в рамках динамики номинального ВВП РФ.
– Какова доля льготных кредитов в портфеле автокредитования вашего банка?
Александр Васюхин:
– Льготные кредиты занимают примерно 30-40% в портфеле автокредитования Райффайзенбанка, причем этот показатель только увеличивался к 2011 году. Это связано с увеличением перечня моделей, входящих в госпрограмму.
Никита Кочунин:
– В НТБ портфель автокредитов на 1 октября 2011 года составлял 571,4 млн рублей, из них льготных автокредитов – порядка 80 млн рублей.
Мария Колосс:
– «ОТП Банк» начал работу в рамках программы государственного субсидирования с октября 2010 года. За этот год число заемщиков, которые воспользовались кредитом с государственными льготами, постоянно увеличивалось. Это может быть связано и с тем, что перечень автомобилей, участвующих в программе, пополнялся новыми моделями. Сейчас число таких автокредитов составляет примерно 15% от общего объема выдачи.
– Автокредиты на какие суммы и сроки наиболее популярны сегодня? Менялись ли потребительские предпочтения в 2011 году?
Александр Осин:
– Средняя сумма кредита постепенно растет по мере восстановления экономики и потребительского спроса. За последние два года она увеличилась с 300-400 тыс. рублей до 400-600 тыс. рублей.
Александр Васюхин:
– Наибольшим спросом пользуются кредиты на автомобили средней ценовой категории, когда сумма кредита варьируется от 300 до 350 тыс. рублей при сроке кредитования 36 или 60 месяцев.
Никита Кочунин:
– В текущем году наблюдается рост суммы кредита, увеличился спрос на более дорогие автомобили. В 2010 году средняя сумма кредита составляла немногим более 400 тыс. рублей, в 2011 году она увеличилась на 20% – до 525 тыс. рублей. Обычно заемщики оформляют кредит на максимальный срок – 5-7 лет, чтобы уменьшить ежемесячную платежную нагрузку. При этом во многих случаях кредит затем гасится досрочно, что без ограничений позволяют делать кредитные программы НТБ.
Мария Колосс:
– Средние сроки и суммы по автокредитам в 2011 году значительных изменений не претерпели. Сейчас средний срок по автокредиту составляет 48 месяцев, средняя сумма – 550-650 тыс. рублей.
Азат Тимерханов:
– Учитывая спрос на программу государственного субсидирования, можно предположить, что наиболее популярны в настоящее время именно льготные автокредиты – сроком до трех лет и суммой до 600 тыс. рублей.