В правилах дорожного движения может появиться новая категория дорожных знаков – временные. Сейчас они отличаются от стационарных только переносной стойкой, сама же форма и цветовое оформление стандартны. Чтобы сделать временные знаки более заметными и исключить недоразумения на дорогах, столичный Центр борьбы с пробками предложил внести элементы яркости в их форму. По мнению активистов, желтый или салатовый фон таких знаков привлечет внимание водителей – таким образом сократится число поводов для штрафов. Также предлагается усилить информационную нагрузку на временные знаки: при изменениях на участке дороги, о которых обычно не сообщают (например, реконструкция односторонней улицы в двустороннюю, изменение направления движения по полосам и так далее), с помощью «золотых» знаков можно заранее предупредить водителей о новой схеме движения.
Как правило, на хорошо изученных направлениях водитель перестает обращать внимание на знаки и едет по накатанной. Поэтому некоторые изменения на отдельных участках могут ускользнуть от его глаз, а там – и до штрафа недалеко. Ведь временные знаки имеют приоритет перед разметкой и постоянными правилами. По мнению авторов идеи, выделение временных знаков в спецгруппу позволит присвоить им отличительные черты, в частности яркий фон, который зацепит взгляд водителя.
«Сейчас знаки «Пешеходный переход» устанавливаются на желтом фоне -это привлекает внимание. Здесь то же самое: расчет на то, что необычный цвет фона притянет взгляд, – оценивает автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Например, на пути в Тимирязевское стоят временные знаки в связи с ремонтом дороги. Ограничение скорости, запрещенный обгон, дорожные работы – все знаки изображены на прямоугольных щитах желтого цвета. Хотя это «суррогатно», не по ГОСТу. Но, если все временные знаки оформлять на таком фоне, никакой отдельной группы даже не потребуется. А вообще с временными знаками возникают большие трудности. Водителям сложно перестроиться, если вдруг схема движения изменилась. Например, улица Мира на перекрестке с улицей Жукова В Челябинске всегда была главной. В одночасье она стала второстепенной, и на этом перекрестке произошло и происходит неимоверное количество аварий. Потому при изменении схемы организации движения очень уместно ставить необычные знаки, привлекающие внимание».
Это второй аспект проекта: информировать с помощью дополнительных знаков не только о изменениях условий движения или о ремонте, но и о новых возможностях проезда.
В качестве временных используются многие предупреждающие знаки: опасный поворот, неровности дороги, скользкая дорога, выброс гравия, опасная обочина, сужение дороги, дорожные работы, затор и так далее. Также это знаки приоритета (встречного потока или перед встречным потоком) запрещающие – ограничивающие скорость, запрещающие въезд или движение, обгон; предписывающие – объезд препятствия слева или справа и так далее. Кстати, информационные знаки, вроде схемы и направления объезда, предварительного указателя перестроения на другую проезжую часть, которые носят временный характер, уже сейчас оформляются на желтом фоне.
Руководитель Центра борьбы с пробками Александр Шумский в интервью «Российской газете» рассказал еще об одном нюансе, который можно решить с помощью ярких табличек: это подмена временных знаков на стационарные и наоборот. Московский Центр организации движения, например, жаловался, что подрядчики, работая на участках, снимают стационарные знаки и устанавливают их на свои стойки как временные, а потом и вовсе уезжают с ними. Если между знаками будут отличия, то и потребность в таких ухищрениях исчезнет.
Эксперты утверждают, что обратные ситуации – тоже не исключение: «По поводу знаков – очень правильная инициатива, поскольку временные от основных отличаются только переносной стойкой, на которую они устанавливаются, – говорит автоюрист Борис Стуков. – Поэтому возникают проблемы, когда временные знаки прикладывают к стационарным опорам и потом оставляют, – это вводит водителей в заблуждение. Все ограничения, связанные с ремонтными работами, знаки «Опасный поворот» или «Скользкая дорога» и другие, которые могут носить сезонный характер, нужно оформлять в отличительных цветах либо вместе с ними устанавливать какую-нибудь табличку, указывающую на временность знака. Кроме этого, нужно усиливать контроль за исполнением обязательств подрядных организаций: закончили работы – убрали знаки. А сейчас как: их поставят, уедут, чтобы завтра снова не тратить время на установку, так и «путают» водителей. На мой взгляд, в ПДД не помешало бы еще ввести знаки маршрутного ориентирования, например, дальности ограниченной видимости, чтобы легче было ориентироваться в вопросе с обгонами».
Однако не все специалисты соглашаются, что толк от нововведения будет, поскольку участники дорожного движения нарушают правила не по незнанию или невнимательности – они просто не хотят следовать им.
Инициатива «антипробочных» активистов в случае ее одобрения в верхах потребует поправок в ПДД и ГОСТы, но авторы идеи уверены, что это стоит свеч. И как отмечает Александр Шумский, в ГИБДД не против подобных новаций.
Напомним, Александр Шумский продвигал идею о разрешении правого поворота на красный свет, которая нашла поддержку у многих автомобилистов и в правительстве, а ГИБДД так и не дала «зеленый свет» красному.