Заливая очередной спасительный коктейль в масло или топливо, потребитель уверен в том, что двигатель будет жить вечно и начнет питаться святым духом вместо бензина или солярки. Безусловно, некоторые присадки защищают двигатель от повышенного износа и даже позволяют работать в экстремальных ситуациях. Но эксперты предупреждают, что панацеи от всех болячек просто не существует и к рекламным обещаниям надо относиться с крайней подозрительностью.
Инъекция в металл
Присадок для двигателя существует так много, что если собрать их описание в одной книге, получится том размером с «Преступление и наказание». Аналогия очень символична, поскольку большая часть этих химических коктейлей в лучшем случае не вредит мотору и лишь немногие вещества реально оказывают благотворное влияние. Но не верьте рекламным слоганам. Даже с самой дорогой присадкой мотор не сможет вечно работать без масла. Расход топлива тоже не сократится в половину. Тем не менее, применение присадок имеет некий экономический смысл.
Реально ли увеличить ресурс двигателя с помощью автохимии? Специалисты отвечают, что да. Но не в десятки раз, как утверждают производители.
Начнем с группы веществ, которые молва именует «кондиционерами металла». По типу воздействия на металл их можно разделить на три группы: металлоплакирующие (содержат частицы свинца, серебра, олова или меди), меняющие физико-химические свойства металла и, наконец, группа веществ, образующих на поверхности материала защитную пленку.
Присадки первого типа способны выравнивать мелкие царапины на зеркалах цилиндров. Вторые увеличивают прочность и износостойкость металла, вступая с ним в химическую реакцию. Третьи вещества в зависимости от состава образуют графитовую, тефлоновую или дисульфидную пленку на поверхности металла и снижают трение.
Выбор сделать сложно. Если машина с уже изрядно постаревшим двигателем, то подойдут присадки первого и третьего типа. Они помогут оттянуть неизбежный визит в сервис на капремонт. Но делать его все равно придется. А вот с агрессивными присадками второго типа лучше не экспериментировать. Дело в том, что изменение свойств металла может быть как полезно, так и губительно для мотора. Даже относительно новый двигатель может не сдюжить и откинуть поршни. Чего уж говорить о старом движке.
Цифры независимых экспертиз показывают, что подобные присадки действительно способны снизить износ трущихся пар на 20-30%. Но уж никак не в два-три, а то и в 10 раз (последнюю цифру часто можно видеть на этикетках). А вот расход топлива уменьшится от силы на 10%. И это в самом лучшем случае, а более реальный показатель - 1-3%.
Одна радость — присадки всех трех типов можно запросто использовать как в инжекторных, так и в карбюраторных двигателях, поскольку добавляются они в масло, а не в топливо.
Маслом по кризису
Сейчас многие автовладельцы начинают экономить на «булавках». Льют более дешевое масло, ищут бензоколонки с низкими ценами и т.д. Есть даже граждане, польстившиеся на рекламу присадок, позволяющих двигателю работать вообще без масла. Сейчас по многим выставкам колесит стенд, на котором представлена машина с работающим на холостых оборотах двигателем, да еще с открытой пробкой в картере. И ничего с ней не происходит. Как работала, так и работает. Ни тебе гари, ни тебе подозрительных стуков. Мистика какая-то! Как говаривал небезызвестный Хрюн Моржов, «мощно задвинули, внушает!» Но настолько ли все гладко? Или все же тут есть какой-то секрет?
О, да! Объясняется все обычной механикой. Собственно, все просто. Исследования показывают, что без масла на холостых оборотах долгое время может работать абсолютно любой двигатель. Если он, конечно, собран нормально. Так вот, для проворачивания вкладышей нужен момент 3-4 Нм, а он достигается при 2,5-3 тыс. оборотах в минуту. Холостые же составляют 800-900 оборотов. Вот и разгадка.
Однако не торопитесь с выводами. Составы вроде «Супротека» или «Форсана» могут оказать помощь в экстремальной ситуации. Экспериментально установлено, что машина с мотором, который был обработан подобным составом, может работать без масла значительно дольше. Однако нагрузку на него придется уменьшить и держать обороты не выше 2 тыс. Это пригодится в том случае, если угораздило где-то пробить картер и все масло вылилось на дорогу.
Восстановить былое
Некоторые производители обещают с помощью присадок восстановить изношенные детали двигателя. Вот это уже откровенная ерунда. На испытаниях удавалось с помощью присадок удалить небольшие задиры с зеркал цилиндров, но никакого восстановительного эффекта на детали присадки не оказывают.
Известен факт, когда одна из тюнинговых компаний, видимо уставшая от истерии вокруг присадок, обещающих работу двигателя без масла, выставила на своем стенде работающий автомобиль со слитым маслом. Расположенный рядом рекламный щит гласил: «Мы ничего не добавляли в масло, мы просто грамотно собрали мотор из качественных комплектующих!»