Самарским водителям, нарушившим правила дорожного движения в Европе, оплачивать штрафы придется в России. Выбиванием долгов займутся коллекторские агентства.
Европейские страны начали заключать договоры с российскими коллекторскими агентствами. Задача коллекторов – взыскать с российских лихачей штрафы, выписанные им за границей. За это посредники будут получать около 15% от взысканных сумм.
Штрафы за нарушение правил дорожного движения – это больная тема для России. Собираемость их настолько низка, что власти и Госавтоинспекция в частности уже устали придумывать способы, которые позволили бы хоть немного увеличить сборы. Так, летом 2011 года в стране вступили в силу поправки в административный кодекс, которые удвоили сумму штрафа за не оплаченный вовремя штраф. Теперь, если не оплатить в отведенный законом сроки даже грошовый штраф – в 100 рублей, например, то он превращается в сумму не менее 1000 рублей. Еще один из методов – составление протоколов без участия лица.
«Эту возможность нам предоставляет Верховный суд РФ, – рассказал начальник отделения по исполнению административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Вадим Кобер. – В этом случае процедура выглядит следующим образом. Если установлен факт нарушения ПДД, в определенные сроки инспектор направляет человеку определение, чтобы человек явился для составления протокола. Если человек проигнорировал просьбу, то инспектор может составить протокол без присутствия лица. В этом случае протокол сразу идет в суд. Суд, в свою очередь, направляет извещение. Ели человек не прибывает в суд, то суд имеет возможность вынести определение о приводе, то есть определение направляется в органы внутренних дел. Полиция приезжает домой и может заставить человека прийти в суд, разумеется, в рамках закона. Если же нет такой возможности (представить человека суду), то суд может вынести постановление также без участия лица. Арест в этом случае невозможен, значит, наказание будет в виде штрафа».
Если россияне не хотят платить за свои нарушения в России, то что уж тут говорить о Европе? Наши автопутешественники разъезжают по странам Евросоюза на автомобиле, нарушают правила, а платить не собираются. Чаще всего, наши соотечественники нарушают скоростной режим, правила парковки, не оплачивают парковку, а также бесплатно ездят по платным дорогам. Если машина арендована, то здесь еще не все потеряно – штраф вычтут из суммы залога. А вот если россияне нарушают европейские ПДД на своем личном автомобиле, то штраф с нарушителей получить уже практически невозможно. Учитывая, что в Европе суммы штрафов в десятки раз превышают российские, европейская казна терпит большие убытки.
Даже если иностранная полиция зафиксировала номер автомобиля нарушителя, просто приехать в Россию и вытрясти с наглеца энную сумму нельзя. Конечно, европейские власти попытались ввести некоторые меры. Так, злостным неплательщикам могут не выдать Шенгенскую визу. Но с реализацией этой меры наказания пока существуют трудности, поэтому европейские власти решили привлечь к сотрудничеству российских коллекторов. С ними договоры заключили уже такие страны, как Италия, Греция, Финляндия, Франция, Польша и Германия.
«Честно говоря, о такой инициативе не слышал, – рассказал директор самарского 000 «Collector craft company» Олег Кулаев. – У нас в области это, скорее всего, пока не практикуется. И вообще такая практика вызывает сомнения. Ведь штрафы за нарушение ПДД – это очень неоднозначная вещь. Бывает, что за рулем автомобиля во время нарушения находится не владелец авто, а кто-то другой – по доверенности. Факт нарушения ведь еще нужно доказать. Кроме того, непонятно, какой пакет документов должен иметь при себе коллектор, взыскивающий этот штраф. А вообще я думаю, что у российских коллекторов и без европейских штрафов работы хватает».
По данным коллекторских агентств, сумма неоплаченных за границей штрафов находится в пределах от 10 до 100 миллионов американских долларов.
«Я думаю, что это неоднозначное новшество, – считает автолюбитель Андрей Макаров. – С одной стороны, это правильно, потому что наши люди, обнаглевшие на родине, нуждаются в таком кнуте, чтобы вконец не стали плевать на правила дорожного движения. Нарушил – значит, плати. Но, с другой стороны, правильно ли, что этим будут заниматься коллекторы? Может, в Европе коллекторы и работают по закону, но у нас эта их деятельность вызывает много вопросов. Будет ли выбивание проходить в рамках закона, или будут угрозы и запугивания? Вот в чем вопрос».
Коллекторы будут получать 15-25% от взысканной суммы, в зависимости от того, какой стране возвращают долг. Отметим, что у европейских коллекторских агентств ставки ниже – до 6%.