Напомним, президент РФ Дмитрий Медведев утвердил поправки в Налоговый кодекс РФ, индексирующие акцизы в 2012-2014 годах и об изменениях цен на алкоголь и табак. При этом изменение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию будет проходить с опережением инфляции. Все это вызовет рост цен на данные товары. Но подорожает не только алкогольная продукция и табачные изделия. Выше уровня инфляции проиндексированы ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Повышение акцизов на топливо вызовет рост цен и сократит потребительский потенциал населения
Средний рост акцизов на топливо в следующем году составит 1,2 рубля с литра. Правда, новый график, утвержденный президентом, предусматривает такой рост только до конца июня 2012 года. С июля рост ставок пойдет активней. В частности, акциз на бензин «Евро-2» вырастет еще на 35 копеек с литра, в 2013 году – еще на 1,4 рубля. Акциз на «Евро-3» вырастет на 35 копеек, а в 2013 году – еще на 1,35 рубля с каждого литра. Также увеличится размер сборов с произведенного дизельного топлива. Так, акцизы на солярку класса «Евро 2» увеличатся на 20 копеек, на солярку «Евро 3» - на 40 копеек.
При этом предусмотрена дифференциация ставок на бензин и топливо в зависимости от их класса. На более качественные нефтепродукты ставки акцизов установлены более низкие. Редакция Налогового кодекса, действующая в настоящее время, предусматривает единый акциз на топливо класса «Евро 4» и «Евро 5». Акцизы на бензин «Евро-4» во второй половине 2012 года не изменятся, зато с 2013 года вырастут сразу на 1,25 рубля с литра. Акцизы на бензин «Евро-5» в конце 2012 года снизятся на 1,20 руб. с литра. Что касается высококачественного дизеля, то в 2012 году сохранится ставка акциза, предусмотренная действующим законом. В 2013 году она вырастет еще на 1 руб. с литра. Акциз на дизтопливо «Евро-5» во второй половине 2012 года снизится на 40 копеек с литра, после чего в 2013 году прибавит рубль, вернувшись практически на уровень 2012 года.
Решение о повышении акцизов на топливо в середине 2010 года было инициировано Минфином РФ. За счет этих средств предполагалось снизить бюджетный дефицит. Предполагалось, что до 2014 года акциз будет расти примерно на 1 рубль с литра в год, что должно было принести дополнительно в бюджет около 300 млрд рублей. Однако резкий рост розничных цен на топливо в начале 2011 года вызвал недовольство правительства и претензии Федеральной антимонопольной службы. Требования ФАС снизить внутренние цены наряду с запретом с 2011 года на реализацию топлива «Евро-2», к которому некоторые компании оказались не готовы, привели к росту экспорта нефтепродуктов, приведших к разразившемуся в апреле бензиновому кризису. В ходе обсуждения различных антикризисных мероприятий, правительство стало рассматривать манипулирование ставками топливных акцизов как один из инструментов госрегулирования топливного рынка.
Так, Федеральная антимонопольная служба предлагала ввести дифференцированные акцизы на топливо, которые стимулировали бы производителей вкладываться в модернизацию заводов и выпускать более качественный бензин. Кроме того, ФАС предлагала ввести гибкую ставку, которая могла бы снизить зависимость внутренних цен от мировых. Это предложение было отвергнуто федеральным Минфином. В свою очередь Минэнерго РФ заинтересовалось дифференцированными ставками на топливо. В частности, стимулировать производителей к переходу на «третий» экостандарт могло бы увеличение разницы в акцизах на «Евро-3» и «Евро-2» с 300 до 2 тыс. рублей на тонну.
Правда, в итоге предложение Минэнерго не прошло. Вместо этого было принято решение на год сдвинуть сроки перевода автотранспорта на «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Если действующая редакция Налогового кодекса предусматривает единый акциз на топливо четвёртого и пятого экологических классов, то принятый законопроект дифференцирует их. Так, в следующем году бензин стандарта «Евро-5» будет облагаться пониженным акцизом (он подешевеет на 1,2 рубля), однако уже в 2013 году производителей топлива ожидает новое повышение акцизов, а автолюбителей повышение цен на АЗС.
- Транспортный налог в 2011 г. - 2013 гг. снизится вдвое, но параллельно предлагается увеличить акцизы на топливо. Повышение акцизов приведет к росту цен на нефтепродукты на 6-8%, - предупреждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – В итоге эти меры будут эквивалентны повышению налогов.
По мнению эксперта, повышение акцизов может ограничить потенциал потребления населения и сократить темпы инвестиций в нефтегазовую отрасль, которая является ключевой для экономики РФ.
- Чтобы избежать негативного эффекта такой политики предполагается усиление госрегулирования внутренних цен на бензин при параллельном усилении взаимодействия бюджетных и частных структур в сфере инвестиций ТЭК, - считает Александр Осин. В числе мер по усилению госрегулирования на топливном рынке, он называет сокращение отраслевых цепочек посредников.
- Кроме того, предполагается введение вариантов талонной системы, то есть дотаций для людей с низким уровнем доходов, которая будет разработаны на базе статистики налоговых служб, - говорит Александр Осин.
При этом, предупреждает эксперт, у данной программы есть риски, прежде всего, связанные с уровнем доверия бизнеса к государственной власти.