По прогнозам участников рынка автокредитования, в связи с отменой госпрограммы субсидирования автокредитов спрос в 2012 году будет активнее смещаться в пользу программ кэптивных банков и совместных с автодилерами программ. Кроме того, вырастет интерес к сегменту подержанных автомобилей.
– Стоит ли ожидать существенного перераспределения долей рынка в пользу кэптивных банков после прекращения действия госпрограммы субсидирования автокредитов?
Мария Колосс, руководитель продукта отдела кредитных продуктов дирекции продуктов ОТП Банка:
– С отменой программы государственного субсидирования автокредитов кэптивные банки однозначно получат конкурентное преимущество. Такие банки являются узкоспециализированными, более гибкими, что позволяет им легко адаптироваться под потребности клиентов и состояние рынка в целом. Кроме того, они имеют более дешевое фондирование от головных компаний, чем большинство российских игроков.
Никита Кочукин, менеджер ОАО НТБ по автокредитованию:
– Окончание госпрограммы льготного автокредитования большого влияния на рынок автокредитов в целом не окажет, но отразится на стоимости кредитов на автомобили из льготного списка, что может привести к некоторому снижению спроса на них. Можно предположить, что кэптивные банки в этих условиях будут более активно продвигать на рынок собственные программы автокредитования.
Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:
– Следствием окончания действия госпрограммы станет существенное перераспределение долей рынка в пользу кэптивных банков глобальных автоконцернов. Большинству универсальных игроков в результате роста конкуренции придется переориентировать свой бизнес, что в течение ближайших пяти лет может вдвое сократить долю автокредитов в их портфелях. Вырастут средние ставки, впрочем, для кэптивных банков влияние льготного кредитования было минимальным: их ставки останутся приемлемыми для покупателей – на уровне 6-8%.
Арарат Мкртчян, эксперт ФГ БКС:
– Заметного перераспределения рынка не произойдет, так как у «автобанков» есть общий и довольно существенный недостаток – неразвитая филиальная сеть, что создает неудобство для многих заемщиков и вынуждает их обращаться за кредитом в универсальные банки. Доминировать на рынке автокредитования кэптивные банки в ближайшие годы не будут.
Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ»:
– По нашим данным, кэптивные банки обеспечивают более 50% автокредитных продаж для своего бренда. При этом формально ставки по кредитам у них – на уровне среднерыночных. Такой показатель достигается в том числе за счет надежной репутации банков и индивидуальной, совместной с автодилером, работы с клиентом.
– Насколько условия совместных с автодилерами программ отличаются от стандартных автокредитов банков?
Никита Кочукин:
– Совместные программы дилеров и банков выгодны клиентам: им предлагаются различные варианты кредитования, скидки на сам автомобиль, обслуживание или страхование, а также различные подарки в виде дополнительного оборудования. В результате можно получить финансовую выгоду порядка 10% от стоимости автомобиля. Но обычно предложения касаются лишь отдельных позиций модельного ряда, ограничены по времени и по территории.
Александр Осин:
– Преимущества таких программ очевидны, что находит отражение в росте доли кэптивных банков и крупнейших банков, сотрудничающих с автодилерами. Дилеры получают от банков финансирование клиентов и информацию о рыночном спросе. Банки используют крупный канал сбыта услуг. А клиенты получают снижение ставки – приблизительно на треть.
– Каково сегодня примерное соотношение займов для новых автомобилей и для машин с пробегом в общем объеме выдаваемых автокредитов? В чем преимущества каждого из сегментов?
Мария Колосс:
– В настоящее время значительную долю выдаваемых автокредитов занимают займы на новые автомобили. В связи с тем, что кредитование подержанного автомобиля всегда связано с большим количеством рисков, предлагаемые банками программы на новые автомобили всегда отличаются большей привлекательностью для клиента: по ним ниже процентные ставки и первоначальный взнос. К тому же у заемщиков в течение нескольких лет была возможность воспользоваться льготными условиями в рамках госпрограммы субсидирования автокредитов, которая также распространялась только на новые автомобили.
Никита Кочукин:
– Автомобили с пробегом всегда были востребованы на российском рынке, что обусловлено рядом причин: и относительно низким уровнем доходов населения, и привычкой людей покупать автомобиль на время, а затем менять его на более новый и дорогой. В НТБ программа автокредитования на приобретение автомобиля с пробегом действует уже несколько лет и пользуется хорошим спросом у заемщиков. В общем объеме выдачи кредиты на подержанные авто составляют около 30%. Программа кредитования автомобиля с пробегом имеет ряд ограничений, в основном связанных с возрастом приобретаемого автомобиля: на момент окончания срока действия кредитного договора возраст автомобиля не должен превышать семи лет для отечественного легкового транспорта и девяти лет для иномарок. От возраста автомобиля зависит срок кредита. Ставка для подержанных авто составит в среднем 16% годовых. Первоначальный взнос по кредиту – 20-35%, срок кредита – до семи лет, ставка зависит от срока, первоначального взноса и полноты пакета представленных документов. На автомобили с пробегом также распространяется бонусная скидка при положительной кредитной истории.
Арарат Мкртчян:
– Уже не первый год лидерство по продажам на автомобильном рынке занимают машины с пробегом. После кризиса 2008-2009 годов у многих банков стали появляться программы покупки подержанных автомобилей в кредит. По нашим данным, спрос на покупку в кредит подержанных автомобилей, 70% из которых – иномарки, рос и в 2011 году. В настоящее время примерное соотношение долей программ для новых автомобилей и для автомобилей с пробегом в общем объеме выдаваемых автокредитов мы оцениваем как 75% к 25%.
Автор: Валерия Истратова