Распредвал - одна из самых важных частей двигателя автомобиля. Правда, по степени важности он немного уступает валу коленчатому. А в силу того, что распредвал более подвержен износу, есть большая вероятность купить на рынке самопальный или реставрированный товар производства местных автоумельцев. А проще говоря, мошенников.
Симптомы и конструктив
Сначала о том, как проявляет себя сношенный распредвал. В первую очередь падает мощность двигателя, машина «не тянет». Это естественно, потому что клапаны не полностью открываются или закрываются. Кроме того, может оборваться штырь, на который крепится звездочка ГРМ. В этом случае без мастера не обойтись. Поскольку на авторынках и в магазинах частенько грешат продажей реставрированных валов, все эти неприятности можно обрести «в одном флаконе». Поэтому к выбору распредвала следует подходить максимально внимательно. Редко, но бывает, что отреставрированная постель (корпус вала) трескается, и металлическая крошка попадает в цилиндры. Стоит ли говорить об износе поршней.
Главная часть распределительного вала - кулачки. Они расположены на определенном расстоянии друг от друга и под разными углами. Их толщина строго определена. Они находятся в непосредственном контакте с рокерами, а те, в свою очередь, давят на головки клапанов, и от их качества зависит работа всего двигателя, его приемистость и мощность. Иногда, когда кажется, что распредвал уже скончался, можно обойтись без его замены, натянув цепь газораспределительного механизма (ГРМ) или заменив корпус распределительного вала. Кстати, корпус вала, или постель, тоже является важной деталью, но бывает, что «реставраторы» ухитряются продавать свои поддельные «шедевры» под видом новых деталей.
Распредвал изготавливается из чугуна. Однако сам по себе этот материал не выдерживает высоких нагрузок, поэтому применяют так называемый «метод отбеливания». Деталь «отбеливается» посредством ее переплавления на глубину не менее 0,2 мм, твердость поверхности должна составлять не менее 50 НКСэ. Отбеливаются в основном кулачки впускных и выпускных клапанов, эксцентрик и поверхность под сальник. К слову, форма кулачков распредвала разрабатывалась еще инженерами концерна «ФИАТ» и потом стала применяться на ВАЗе. Как раз в форме кулачков и кроется загвоздка, из-за которой эта деталь подвержена повышенному износу. Дабы не вдаваться в технические подробности, скажем, что округление кулачков на распредвале для заднеприводных автомобилей ВАЗ («классики») приводит к возникновению ударных нагрузок при высокой частоте оборотов. Подобная схема используется на тихоходных судах, где частота вращения вала существенно ниже. В автомобилях такое решение явно не оптимально, но что теперь поделаешь.
Гляди в оба
Выбирать вал следует очень внимательно. Специалисты рекомендуют приобретать деталь вместе с новым корпусом. Можно на месте оценить плотность прилегания шкива к стенкам корпуса. Можно попробовать провернуть вал, вставленный в корпус, при помощи звездочки. Обязательно должно присутствовать небольшое сопротивление. Вал должен проворачиваться мягко, без заеданий или проскоков. Необходимо осмотреть кулачки на предмет следов кустарной шлифовки и пескоструя. От последнего могут остаться небольшие раковины. Кроме того, нужно простучать все секции корпуса вала для определения плотности прилегания вала к корпусу. Обычно это делают резиновым молотком, но за неимением оного можно обойтись и кулаком. В случае если явно слышен металлический лязг, лучше постараться подобрать другой корпус. Еще более цивилизованным методом является использование специального щупа. Но он есть не у каждого.
Есть и более сложная методика, основанная на контроле твердости поверхности. Для этого потребуется прибор для измерения твердости металлов по методу Роквелла. Суть метода заключается в следующем: калиброванный шарик вдавливают с тарированной нагрузкой в поверхность металла, замеряют диаметр образовавшейся лунки и при помощи таблиц определяют твердость. Эту методику можно сравнить с оценкой качества золотой монеты «на зуб».
Но лучше всего доверить выбор детали профессионалу. Он выберет именно то, что лучше всего подходит. Кроме того, опытного ремонтника сложно провести. Бывает так, что хитрые продавцы предлагают хороший вал с некачественным корпусом. Такие корпуса реставрируют при помощи металлических вставок, которые потом заплавляют и шлифуют. Неопытному глазу определить подделку сложно, поскольку многие просто не знают, на что именно надо в первую очередь обращать внимание. А смотреть нужно на стенки корпуса, с которыми постоянно контактирует вал. Иногда поддельщики не заботятся о качестве, и следы ремонта достаточно хорошо видны. Пластины металла могут быть неаккуратно подогнаны под диаметр отверстий и будут выступать на поверхности. Естественно, что, установив подобное «творение» на автомобиль, вы в скором времени отправитесь на рынок за новым корпусом.
Валы тоже реставрируют, но тут технология посложнее. Приходится либо наваривать металл и потом очень тщательно его шлифовать, чтобы на заводскую деталь было похоже, либо шлифовать без наплавления. Но тогда размеры кулачков будут меньше, чем нужно. Ясное дело, что мощности у двигателя не прибавится.