Самарские общественники недовольны работой ГИБДД. Совместный рейд показал, что инспекторы плохо знают законодательство. Кроме того, были выявлены и другие серьезные нарушения со стороны блюстителей дорожного порядка.
Представители Самарского регионального отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» провели совместный рейд с тольяттинским экипажем дорожно-патрульной службы. Идея такого мероприятия появилась после получения комитетом огромного количества жалоб водителей на неправомерные действия сотрудников полиции. В свою очередь, полицейские заявляют, что большинство водителей хамят, когда их останавливают для проверки документов или по факту нарушения правил дорожного движения. В результате, когда общественники подняли этот вопрос на одной из встреч с руководством ГИБДД, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов предложил провести совместный рейд. На дежурство представители «Комитета по защите прав автомобилистов» вышли в конце декабря 2011 года. Рейд продолжался два часа, но за это время общественники выявили серьезные нарушения со стороны инспекторов Госавтоинспекции.
В частности, подтвердились подозрения о том, что у инспекторов существует некий план работы, который они должны выявить. «Инспекторы, с которыми мы работали, рассказали о том, что они должны за свою смену составить 10 материалов на водителей, которые не пропускают пешеходов, – рассказал руководитель Самарского регионального отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Сергей Слюсарев. – Мы дежурили во вторую смену – с 16:00 до 01:00. Первая смена должны составить уже 20 таких материалов».
Кроме того, общественников возмутило то, что сотрудники ДПС составляли материал только на водителей, которые согласны с нарушением. «Тем водителям, которые не были согласны с тем, что они нарушили ПДД, просто возвращали документы. При этом материал не составлялся, – рассказал Сергей Слюсарев. – Когда я поинтересовался у инспектора, почему так происходит, он мне ответил, что если не используются средства автоматической фиксации нарушений, то сами нарушения доказать сложно, поэтому проще человека отпустить. Таким образом, своими действиями сотрудники ДПС внушают нарушителям чувство безнаказанности. То есть человек уезжает с осознанием собственной правоты и не факт, что в следующий раз он не нарушит ПДД, надеясь на то, что вновь докажет, что не виноват, и избежит ответственности».
Также рейд показал, что в среде автомобилистов существует так называемое «право на телефонный звонок». «При мне один из остановленных нарушителей, у которого еще ко всему прочему не оказалось водительского удостоверения, начал звонить кому-то из руководителей Госавтоинспекции, прося, чтобы тот воздействовал на остановившего его инспектора ДПС, – говорит Сергей Слюсарев. – Потом водитель передал трубку инспектору ДПС, говоря, что с ним хотят побеседовать. Инспектор объяснил собеседнику по телефону, что проводится рейд и рядом с ним находятся представители общественного движения. В итоге «помогающий» прекратил переговоры, и только после этого на нарушителя стали составлять материалы».
В целом же рейд показал, что сотрудники ДПС не в должном объеме обладают всеми необходимыми знаниями, чтобы составить материал на водителя. В некоторых случаях сотрудникам ГИБДД пришлось прибегнуть к напечатанным инструкциям и даже телефонному звонку.
По итогам рейда составлено письмо, в котором перечислены все выявленные нарушения. Оно направлено руководству тольяттинского ГАИ. Руководитель МРОД «КЗПА» попросил не наказывать отдельный экипаж, а решать эти проблемы системно, поскольку они являются общими, а не частными.
«Я не думаю, что это письмо принесет какие-то положительные результаты, – считает еще один общественник, руководитель Самарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Олег Мартин. – В сущности, у нас прошла аттестация, милиция была переименована в полицию, и, теоретически, в ГИБДД остались только самые «честные, добросовестные и грамотные» инспекторы. Поэтому если ГИБДД будет принимать какие-то меры, то фактически она распишется в своей некомпетентности, в том, что аттестацию каким-то образом прошли люди, не соответствующие требованиям полиции».
Начальник тольяттинской ГИБДД Сергей Фокин сообщил, что письма от КПЗА еще не получал, поэтому комментировать что-либо сейчас преждевременно. Вместе с тем он заявил, что ему ничего неизвестно о совместном рейде общественников и инспекторов ДПС.