Власти Самары нашли способ борьбы с брошенным транспортом. Сейчас, когда на город обрушился снегопад, проблема обострилась. «Подснежники» мешают снегоуборочной технике, однако их эвакуация невозможна.
Проблема брошенного транспорта остро стоит не только в Самарской области, но и во всех регионах России. Частично с ней удалось справиться благодаря программе утилизации автохлама. Однако до сих пор в городах нашей страны стоят тысячи заржавевших «железных коней». Только на территории Промышленного района Самары брошено около 150 автомобилей. Многие из них оставлены своими равнодушными хозяевами на выездах из жилых территорий или въездах в узкие проулки. Эти машины мешают проезду и уборке улиц. Некоторые нерадивые автовладельцы бросают свои старые автомобили у школ и детских садов, не думая о том, что конструкции их металла могут представлять опасность для детей.
Казалось бы, что трудного в том, чтобы эвакуировать эти автомобили и вздохнуть с облегчением? Однако вся сложность заключается в том, что ни одна из структур сделать этого не может – нет законных оснований. Для того чтобы вывезти с какой-либо территории старый автомобиль, недостаточно того, что он, по сути, является разукомплектованным – то есть стоящим без колес, с разбитыми окнами и открытыми дверями, без каких-то элементов кузова и без номеров. Машина должна быть официально признана бесхозной. У ГИБДД же для таких функций нет полномочий.
«Я понимаю, что этот вопрос сейчас в Самаре поднялся в связи с затруднением движения на улично-дорожной сети, вызванным метеорологическими условиями, – рассказал начальник ОГИБДД УВД по городу Самара Дмитрий Балькин. – К нам неоднократно обращались и руководители предприятий, ответственных за содержание дорог, и руководители администрации. Однако эта проблема для нас существует уже давно.
Летом, объезжая территорию, мы сталкивались с тем, что рядом со школами или где-то в узких проулках находились машины без номеров и без узлов. Попытки убрать их вылились в то, что нет соответствующих законов. Сейчас достаточно много людей оставляют машины на зиму на дорогах. За зиму эти машины превращаются в кучи снега, которые мешают и проходу пешеходов, и проезду водителей, и работе снегоуборочной техники. Но эвакуировать данные машины мы не имеем права. У нас нет таких норм закона. Схема эвакуации таких машин не разработана. Если мы просто будем забирать эти машины и сдавать их в утиль, то прокуратура тут же предъявит претензии. Поэтому максимум, что мы можем, это проводить разъяснительную работу. То есть определять владельцев и проводить с ними беседы.
Летом с 1 июля принудительная эвакуация и нахождение транспортных средств на спецстоянке будут проводиться за счет владельцев. Но вот что делать с брошенным транспортом? Проблема в том, что мы эвакуируем обычно те автомобили, которые припаркованы в нарушение правил дорожного движения. Но что делать, если машина просто стоит во дворе и припаркована по всем правилам, но при этом понятно, что она бесхозная? Тут Госавтоинспекция бессильна».
«Действительно, согласно существующим нормам закона, схема эвакуации и утилизации брошенного транспорта не разработана, – говорит сотрудник самарской гильдии адвокатов «Эгида» Марат Рахматуллин. – Нет норм, которые бы позволяли, например, ГИБДД забирать машину на спецстоянку, если ее владелец не нарушил ПДД. Однако вполне возможно принять такие нормы на местном или областном уровне: к примеру, позволить тем же участковым проводить осмотр автомобиля и поиск владельца».
Выявить собственника брошенной машины – дело сложное, особенно если на авто нет госномеров. А зачастую «подснежники» находятся в таком состоянии, когда нельзя определить не только номера, но и цвет машины.
«В Самаре этим вопросом занимался правовой отдел администрации, однако в субъекте нет решения этого вопроса, – сообщил руководитель городского отдела благоустройства и экологии Игорь Рудаков. – Кроме того, неясно и то, кто будет оплачивать эвакуацию автомобиля, который мешает уборке снега. Если автомобиль был припаркован в нарушение ПДД, то эвакуацию оплачивает владелец. Но если автомобиль просто мешал работе снегоуборочной техники, то расходы ложатся на городской бюджет. То есть нужно принимать какие-то нормативные акты на уровне субъекта.
Можно рассмотреть пример Финляндии. Там некоторое время назад была такая проблема: людям было выгоднее бросить старую машину и купить новую, чем сдать авто в утиль, и на дорогах просто стояли бесхозные машины. После того, как власти страны ввели штраф за бросание машин, эта проблема исчезла. Я предлагаю действовать по опыту Москвы, где специалисты муниципалитета совместно с ГИБДД ходят по дворовым территориям, находят брошенные машины, пробивают собственника и либо проводят профилактические беседы, либо подключают административные рычаги».
Труднее всего, если автомобиль не имеет госномеров, если нельзя определить VIN, номерные узлы агрегата. Ни у одной из структур нет самостоятельных полномочий признать такое авто бесхозным. Например, машина может быть оставлена человеком, который просто заболел и долгое время не имеет возможности забрать ее. Депутаты предлагают внести в областное законодательство изменения, которые бы наделили такими полномочиями специальную комиссию, состоящую из сотрудников администрации, ТОСов, ГИБДД и участковых полицейских. Схема действия будет выглядеть так: участковые при обходе территории заносят все машины, похожие на брошенные, в список. В дальнейшем судьбу автомобиля решает комиссия. После того как ее признают бесхозной, сотрудники ГИБДД выясняют, на кого машина зарегистрирована. Если хозяина установить не удается, то машину вывозят на спецстоянку, а спустя два месяца утилизируют.