Открытие на АвтоВАЗе серийного производства автомобиля Lada Largus стало центральным событием визита в Самарскую область премьер-министра Владимира Путина. Перспективы развития отечественного автопрома в условиях вступления России в ВТО обсуждались на представительном совещании с участием первых лиц правительства страны, госкорпорации «Ростехнологии», руководства области.
Вышел в серию
Производство Lada Largus – первый крупномасштабный совместный проект ОАО «АвтоВАЗ» и альянса Renault-Nissan. В рамках его реализации на Волжском автозаводе планируется наладить выпуск до 350 тысяч автомобилей в год под брендами Lada, Renault и Nissan. Продажи нового автомобиля стартуют уже в июле. Предварительная стоимость «гражданского» универсала составляет 349 тыс. рублей, «коммерческого» фургона - 319 тысяч.
Старт серийному производству нового автомобиля Lada Largus дал председатель правительства РФ Владимир Путин. Он осмотрел линию сборки и первый автомобиль, сошедший с конвейера. В церемонии также приняли участие губернатор Самарской области Владимир Артяков, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, президент АвтоВАЗа Игорь Комаров, многочисленные специалисты и гости.
Владимир Путин встретился с сотрудниками АвтоВАЗа и заверил их, что у автопрома впечатляющие перспективы развития
Премьер поздравил всех, кто работал над новой моделью, с запуском серийного производства. «АвтоВАЗ демонстрирует хорошие показатели, - отметил он. - Автомобильная промышленность в России не только вышла на докризисный уровень продаж и производства, но и превысила его». Сегодня по объему продаж автомобилей Россия находится на втором месте в Европе и на четвертом в мире.
Владимир Путин подчеркнул, что немалый вклад в это внес АвтоВАЗ. Государство будет продолжать оказывать поддержку заводу, заверил он. «Только в 2011 году в рамках господдержки Волжскому автозаводу было выделено 3 млрд рублей, - заявил глава правительства. - А до 2020 года предусмотрены инвестиции в объеме 169 млрд рублей. Уверен, что у АвтоВАЗа - отличное будущее».
Владимир Путин оставил автограф на первой серийной Lada Largus - по традиции машина останется в заводском музее.
Приоритетные направления
Сразу после запуска нового производства в вазовской «высотке» под председательством Владимира Путина прошло совещание «О развитии автомобильной отрасли в рамках вступления России в ВТО». В нем приняли участие зампредседателя правительства Игорь Сечин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, другие члены федерального кабинета министров, главы регионов, руководители автомобильных предприятий страны.
«Автомобилестроительная отрасль за последние несколько лет приобрела хорошую динамику, - отметил Владимир Путин. - В отрасли происходят качественные изменения, приходят новые технологии и инвестиции. Эту тенденцию необходимо закрепить».
Как сообщил премьер, в 2011 году был зафиксирован рост производства во всех сегментах. Легковых автомобилей было произведено 1,7 млн штук - это рекорд производства в нашей стране.
И.о. министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что российский автомобильный рынок продолжил рост и показывает положительную динамику. «Мы уже можем говорить, что прирост в первом квартале 2012 года составил 22%», - сказал он.
«Мы увеличили физическую выработку на 10%, - в свою очередь, заявил президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров. - В декабре была запущена в серийное производство Granta, теперь Largus. Мы понимаем, что нам нужно поддерживать этот темп. В конце года мы планируем перейти к мультибрендовому производству, поскольку на одной платформе будут выпускаться Lada Largus, Logan, Nissan. За три-четыре года мы станем конкурентными».
Владимир Путин, говоря о вступлении России в ВТО, заявил, что федеральные власти не оставят без внимания российских автопроизводителей. Снижение таможенных пошлин на ввозимые автомобили будет растянуто на несколько лет. Кроме того, премьер предложил ряд мер по поддержке отечественного автомобилестроения.
Владимир Путин: «Во-первых, необходимо защитить страну от автомобильного хлама. Во-вторых, обязать муниципальные и государственные власти закупить только те автомобили, которые производятся в России. В-третьих, предлагается за счет федерального бюджета возмещать часть процентов по кредитам автопроизводителям. Но эти льготы будут предоставляться только тем предприятиям, которые последовательно и четко выполняют свои инвестиционные программы. В-четвертых, предлагается предоставлять дополнительные средства муниципалитетам на закупку нового общественного транспорта».
Премьер-министр также поддержал предложение ввести ограничение на срок эксплуатации автобусов и грузовиков 15 годами и согласился с введением утилизационного сбора. Премьер подчеркнул, что все эти меры поддержки не противоречат требованиям ВТО.
Стабильный рост
После совещания состоялась рабочая встреча Владимира Путина с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым. «В Самарской области на сегодняшний день наблюдается устойчивый рост промышленного производства, - сообщил губернатор. - Особенно хотелось бы отметить рост в машиностроительном секторе и сельском хозяйстве. В прошлом году мы успешно преодолели последствия засухи 2009-2010 годов. Также отмечу рост урожая зерновых в прошлом году. Кроме того, федеральным Минсельхозом признан успешным эксперимент предоставления племенного поголовья скота частным подворьям.
Если говорить о социальном развитии, то наблюдается рост личных доходов населения. В прошлом году он составил 16%». «А какова среднемесячная заработная плата в регионе?» - поинтересовался премьер-министр. «В промышленности она составляет 18,6 тыс. рублей, - ответил Владимир Артяков. - В прошлом году до этого уровня мы довели зарплату учителей. Так, за 30-часовую рабочую неделю учитель в школе получает 21 тыс. рублей».
Докладывая Владимиру Путину о социально-экономическом развитии региона, Владимир Артяков отметил рост в машиностроительном секторе и сельском хозяйстве
Владимир Путин поинтересовался, как обстоят дела с модернизацией здравоохранения. «В 2011-2012 годах в регионе реализуется программа модернизации отрасли, общий объем выделенных средств - более 10 млрд рублей, - сообщил глава региона. - В рамках реализации программы было реконструировано около 300 объектов здравоохранения, в том числе и на селе. В целом средства расходовались эффективно, никаких нареканий со стороны Минздрава нет». Также премьер-министр поинтересовался объемами жилищного строительства в регионе. Владимир Артяков отметил, что ежегодно доля вводимого жилья увеличивается на 10%. На этом же уровне планируется и рост промышленного производства в регионе.
Владимир Путин «Автомобильная отрасль развивается в России успешно. Об этом говорят цифры и произведенных, и проданных на российском рынке автомобилей. Перспективы развития также весьма впечатляющие. Вместе с тем мы сегодня говорим и о проблемах, которые возникают при присоединении России к ВТО. Но мы видим, что все они в целом могут быть успешно решены при нашей консолидированной позиции и целенаправленных действиях правительства РФ и наших партнеров-производителей. Создаются условия для того, чтобы отрасль становилась более цивилизованной, прозрачной, чтобы отрасль развивалась как инновационная составляющая российской экономики и становилась частью мирового автопрома и мировой экономики в целом».
Справка
ОАО «АВТОВАЗ» была оказана беспрецедентная государственная поддержка, позволившая организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, провести работы по модернизации производства. Для увеличения спроса на рынке наиболее действенным инструментом оказалась программа утилизации транспортных средств. Объем проданных автомобилей в рамках программы в 2011 году составил 210 тысяч автомобилей, а вместе с 2010 годом - 420 тысяч машин.
Правительство Самарской области совместно с ОАО «АВТОВАЗ» ведет работу по локализации ведущих мировых производителей автокомпонентов на территории региона.
По итогам 2011 года, производство автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» увеличилось на 90% к уровню 2009 года. Объем реализации транспортных средств за этот же период вырос на 60%.
Обновляется модельный ряд автомобилей, производимых «АвтоВАЗом». В декабре 2011 года запущено серийное производство нового перспективного седана «Лада Гранта» на платформе «Калина». В 2012 году ОАО «АвтоВАЗ» планирует ускоренную модернизацию под серийное производство перспективных моделей автомобилей на платформе В0. Это автомобиль модельного ряда фирмы «Ниссан» и «Лада Ларгус» в двух комплектациях (R90 – универсал и F90 – коммерческий фургон). Старт продаж Lada Largus намечен на июль 2012 года. АвтоВАЗ планирует в этом году выпустить 27 тысяч, а затем ежегодно выпускать по 70 тысяч таких автомобилей для рынка России и СНГ. Доля автомобилей из обновленного ряда в общем объеме производства в 2012 году составит около 30%.
Aвторы: Наталья Крайнова, Максим Ромашов