Из более чем 140 фирм такси в Самарской области лицензии получили примерно 25 перевозчиков. Однако одного разрешения для легальной работы мало – необходима и специальная атрибутика. Уже с этой недели Госавтоинспекция получила право штрафовать таксистов, игнорирующих требования закона.
В нашем регионе выдавать лицензии начали позже, чем в других регионах. Однако уже с января любой индивидуальный предприниматель мог подать заявку в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Для получения заветного документа необходимо соблюсти определенные условия и собрать пакет документов, в который входят копия полиса ОСАГО и документа, подтверждающего, что водитель будет проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр. С момента начала выдачи и до 23 марта лицензии уже получили более двух десятков фирм такси, таких как, например, «Браво», «Блюз», «Лидер-Плюс», «Автобан», «Сатком», «Пионер-Авто», «Регион-Плюс», «Respect-Логистика» и другие.
«Мы получили разрешения на все наши автомобили, – рассказывает представитель такси «Браво» Алексей. – Я считаю, что это положительный момент в нашей работе, да и в сфере в целом. Как только начнутся массовые проверки таксистов, на самарском рынке останутся только легальные перевозчики. А это хорошо как для нас – в плане снижения конкуренции, так и для наших пассажиров – в плане безопасности».
Кроме того, разрешения выданы и более 40 частникам, которым для этого пришлось зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Всего документы на легальную перевозку пассажиров имеют 441 автомобиль – это показатель по области. Остальные продолжают ездить без разрешения.
«Я пока не оформляю лицензию, потому что штрафовать за ее отсутствие инспекторы имеют право только с июля, – говорит таксист-частник Виктор Фролов. – Как только начнут штрафовать, так и перестану заниматься извозом, потому что лицензию получить – это одно, придется еще шашечки рисовать, фонарь покупать и заключать договор с медиками, а это очень дорого для частного лица, тем более я таксую только в свободное от постоянной работы время».
Тем не менее, уже с этой недели вступили силу поправки в ПДД, касающиеся работы таксистов. «Закон был принят ранее, а с 13 апреля были внесены соответствующие поправки в ПДД, – рассказывает начальник отделения по исполнению административного законодательства УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Вадим Кобер. – Так, согласно новым правилам, легковые такси должны быть оборудованы ремнями безопасности, при этом число мест для пассажиров не должно превышать 8. Также таксисты должны иметь при себе лицензию на осуществление перевозок пассажиров и багажа. Кроме того, такси должно быть оборудовано «фонарем», а на кузов должна быть нанесена цветографическая схема». За нарушение этих правил таксистов ждет штраф. Раскошелиться придется и тем, кто, не имея лицензии, колесит по городу с «шашечками» и фонарем – фонарь снимут, а за нарушение выпишут штраф в 5000 рублей. И если раньше сотрудники ГИБДД не имели права штрафовать перевозчиков, то сейчас, когда поправки внесены в ПДД и КоАП, они получили соответствующие полномочия.
По городу уже ходят слухи, что часть фирм уйдет с рынка такси, а оставшиеся повысят тарифы, ведь выбора у горожан станет меньше, так что придется соглашаться с любой ценовой политикой. Однако сами таксисты считают иначе. «Бомбил и буду бомбить, – говорит самарец Илья. – И мои знакомые таксисты тоже не собираются бросать свою работу. Будем работать без лицензий. Получается, что я должен купить лицензию, купить фонарь, изуродовать машину «шашечками», платить врачу и техэксперту, кроме того, платить налоги, оплачивать ремонт машины... А вы попробуйте заняться извозом на наших дорогах – каждую неделю что-то ломается, плюс расход бензина. Итог: я постоянно в убытке. Проще ловить с руки пассажиров. В крайнем случае, пассажир всегда может сказать инспектору ГИБДД, что он мой знакомый».
Горожан такой расклад устраивает. Многие пользуются услугами так называемых бомбил. «Я считаю, что это правильно – заставлять таксистов устанавливать таксометры, – говорит житель города Дмитрий Козубов. – Недавно я ехал от Поляны Фрунзе до пересечения Кирова с Московским. Отдал с учетом скидки 110 рублей. Я считаю, что это очень много. Если бы я ловил машину с руки, то поездка обошлась бы мне не дороже 60 рублей. Если бы стоимость считали по таксометру, наверное, было бы так же».
В областной Госавтоинспекции рассказали, что охоты на таксистов устраивать не будут. «Наша задача – следить за безопасностью на дорогах, – говорит Вадим Кобер. – Поэтому каких-то специальных рейдов мы проводить не планируем. По сути, проверять документы будут у тех таксистов, которые будут замечены в нарушении ПДД».
Между тем, 13 апреля Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который смягчает требования к таксистам. Так, теперь разрешение на перевозку смогут получать и те водители, которые арендовали автомобиль. Помимо этого, законопроект при вступлении в силу отсрочит наступление административной ответственности за нарушение правил частных перевозок до июля 2012 года.