С мечтами о дешевых иномарках после вступления России в ВТО с большой долей вероятности можно попрощаться. Да, после присоединения нашей страны к Всемирной Торговой Организации, таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок будут существенно снижены, но российские власти уже придумали, как компенсировать недостачу денег в бюджете и спасти российский автопром от неминуемой гибели.
Речь идет о введении утилизационного сбора, который должен сделать ввоз импортного автохлама в Россию невыгодным.
«Это будет такой сбор, который не позволит подержанным автомобилям вновь поступать на единый рынок. Изменения в законодательство нужно принять до ратификации Протокола о вступлении России в ВТО», – объяснил первый вице-премьер России Игорь Шувалов.
Минфин вместе с Министерством промышленности и торговли и Минэкономразвития готовят документы для введения утилизационного сбора. Эту работу им поручил премьер-министр Владимир Путин, который уже согласовал данный вопрос с другими странами ТС – Белоруссией и Казахстаном.
По данным источников газеты «Коммерсант», для легковых автомобилей возрастом до трех лет размер сбора предусматривался на уровне 40-50 тысяч рублей, и далее эта ставка увеличивалась в зависимости от возраста машины и мощности двигателя. Для тяжелых грузовых автомобилей возрастом до трех лет размер ставки обсуждался на уровне 500-600 тысяч рублей, а максимальный размер для машин старше семи лет с двигателем большой мощности достигал 1,2 млн рублей. Предельный возраст жизни для автомобилей будет установлен на отметке 10 лет.
По предварительным оценкам, поступления в бюджет от внедрения утилизационных сборов только по легковым и легким коммерческим автомобилям составят не менее 71,5 млрд рублей в год. Деньги, в частности, будут направлены на формирование фонда, из которого будет финансироваться создание утилизационной инфраструктуры, на начальном этапе способной перерабатывать 1,5 млн единиц техники в год. Но объем инвестиций в создание такой инфраструктуры во всех субъектах России оценивается лишь в 10 млрд рублей.
«Такая практика существует во многих странах мира. Я считаю, что пришло время внедрять нечто подобное и у нас. Причем, задействовать уже другие меры, а не те, что были предприняты некоторое время назад, когда действовала соответствующая госпрограмма. Как всегда, дело в деталях. Сама идея правильная, но вот что из нее выйдет – большой вопрос», – считает глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
А вот известный автожурналист Сергей Асланян прокомментировал инициативу правительства в своем фирменном хлестком стиле: «Их-то (правительство. – Прим. ред.) понять, конечно, можно. Они живут в другой стране, далеко не бедной, с хорошими дорогами. И затевают серьезные игры с зарубежными автопроизводителями, которые вот уже сейчас буквально завалили рынок своей продукцией. Какой именно? Маленькими городскими машинками, которые позиционируются как народные, хотя ценники зашкаливают за 700 и более тысяч рублей – деньги за такой продукт совершенно немыслимые! Под них, разумеется, надо расчистить дороги и первое, что они сделают, – прихлопнут правый руль».
«А потом, надо будет сделать так, чтобы у человека не осталось выбора: купить за 500 тысяч Solaris или пятилетний Mercedes. Конечно, многие купят Mercedes! Это право у них надо отобрать. Давно было понятно, что ВТО – это игра против нас, вступление в эту организацию уничтожит экономику нашей страны навсегда. Мы попадем в пищевую, экономическую и промышленную зависимость», – рисует безрадостную картину эксперт.