В Самаре разработают регламент, который позволит быстро освобождать самовольно захваченные автовладельцами земельные участки. По словам чиновников, незаконные гаражи пойдут под снос. Однако правозащитники уверены, что владельцы таких строений имеют право на компенсацию.
Гаражные массивы часто становятся камнем преткновения, о который спотыкаются застройщики. Еще в бытность СССР автовладельцы свободно размещали гаражи в любых приглянувшихся им местах, благо, земельное законодательство в те времена не было таким суровым, как сейчас. Однако в последние годы, когда строительство жилых комплексов и новостроек набирает обороты, остро встал земельный вопрос. Сегодня в Самаре восемь строительных площадок, закончить работы на которых мешают самовольно установленные объекты. Эту тему подняли на совещании при главе города. Зачастую гаражи не мешают возведению зданий, но оказываются серьезной помехой при прокладке инженерных сетей или благоустройстве территории. Без подведенных коммуникаций дом попросту нельзя сдать в эксплуатацию. «Нарушаются сроки сдачи объекта, – говорит президент ГК «Материк» Галина Бубнова. – На моем опыте мы убрали с наших стройплощадок более 500 гаражей. Последний раз судились с владельцами из-за территории на улице Солнечной. Строительные работы завершили, а сети подвести к дому не могли. Суд принял решение о переносе гаражей. Вывезли почти 300 боксов». Есть и другая схема борьбы с нелегальным захватом земель под гаражные массивы, рассказывает Галина Бубнова. «На другом нашем объекте по улице Рабочей мы собирали административную комиссию. В нее вошли представители районной администрации, правоохранители и сотрудники ГИБДД. Мы развесили объявления на гаражах, что в связи со строительными работами их необходимо убрать в течение месяца. Собственники не откликнулись, и мы в присутствии городских властей и полиции сами передвинули все гаражи. Сейчас с такой же ситуацией столкнулись на улице Ерошевского. Все это очень сильно затягивает строительный процесс», – говорит госпожа Бубнова.
По словам председателя совета директоров ГК «Усадьба» Олега Егорова, городу необходимо разработать регламент, который бы позволил беспрепятственно сносить незаконно установленные гаражи, мешающие строительству домов. «Тема нелегальных гаражей кажется вечной. Как с ней бороться, я не знаю. Мы с трудом смогли решить проблему с незаконными объектами во время строительства бизнес-цента «Активный капитал». Проспект Карла Маркса собой представляет один большой гаражный массив. И как там строить предлагаете? Документ, регулирующий подобные вопросы, крайне важен. Люди привыкли считать: установил забор или гараж – значит застолбил себе место. Этот правовой нигилизм нужно искоренять в обществе», – говорит Егоров.
Под давлением строителей в мэрии начали разрабатывать регламент, который позволит быстро освобождать захваченные земельные участки от объектов некапитального строительства. По словам вице-мэра Виктора Кудряшова, информацию о проблемных участках будет собирать городской департамент строительства и архитектуры. Данные будут рассылать главам районов. А им уже предстоит наладить работу с правоохранительными органами. «Подобный документ в Самаре уже существует. Он позволяет быстро ликвидировать нелегальные торговые точки», – сообщил Виктор Кудряшов. Он отметил, что примеры такой работы есть. «В Кировском районе нам удалось убрать более 70 гаражей с территории детского сада, который мы восстановили и вернули в систему образования. Люди понимают, что занимают землю незаконно, поэтому мы не встретили каких-то препятствий со стороны владельцев. Кроме того, многие собственники гаражей сейчас бросились оформлять занятые земельные участки. Это дает нам карт-бланш. При оформлении мы сможем без усилий проверить, законно ли установлен объект. Если конструкция находится на красной линии или в зоне, не предназначенной для установки гаражей, мы без лишних разбирательств сможем перенести гараж на другое место», – прокомментировал первый заместитель мэра Самары.
Между тем автовладельцы едва ли будут приветствовать подобную меру со стороны местных властей. «Почему-то у нас все законы принимаются без тщательного изучения проблемы, – сетует житель Самары Евгений Толстов. – Я был владельцем незаконного гаража. Но, с другой стороны, что мне оставалось делать? Живу я на улице Революционной, а гараж мне выделили чуть ли не в Красноглинском районе. Неужели найдется хоть один автовладелец, который будет каждый день проделывать такой путь, что взять или поставить машину? Мой гараж снесли, и все мои попытки отстоять свои права провалились. Я считаю, что этот новый документ просто нанесет очередной удар по жителям Самары».
Правозащитники считают, что владельцы незаконных гаражей для своего же спокойствия должны попытаться оформить строение в свою собственность. «В любом случае есть законодательство, которое подразумевает право на имущество, – говорит юрист Григорий Силуянов. – Может быть, этот гараж и незаконно установлен, но он является чьим-то имуществом. И снести его просто так – это неправильно. Во-первых, снести строение можно только в том случае, если есть решение суда. Во-вторых, владелец гаража должен добиваться компенсации».