Только 2800 автомобилей в Самарской области имеют лицензии на перевозку пассажиров. Всего же в губернии работает больше 6000 такси. В ближайшее время будет подписан областной закон, согласно которому местный минтранс получит право проверять деятельность такси. Однако чиновники будут заниматься только теми, кто получил лицензию.
В среду, 8 августа, региональный кабинет министров внес закон Самарской области, регулирующий таксомоторные перевозки. Региональный государственный контроль за соблюдением предприятиями, занимающимися перевозками пассажиров и багажа легковым такси, будет осуществлять областное министерство транспорта. Ведомство будет следить за тем, как исполняются требования закона перевозчиками. В частности, владельцы такси обязаны каждые полгода проводить техосмотр своих авто, а машины должны быть оснащены «шашечками», оранжевым опознавательным фонарем на крыше и таксометром. Стаж водителей такси должен быть не менее пяти лет в целом, либо не менее трех лет именно в сфере такси. Кроме того, в числе задач министерства – проверять, проходят ли транспортные средства перед выездом на линию контроль технического состояния, а водители – предрейсовый медосмотр.
Однако минтранс будет осуществлять контроль только за теми такси, которые получили разрешение на перевозку пассажиров. А это около 2800 автомобилей. «Всего в регионе работают около 6000 такси, из них только 30% имеют разрешение на перевозку пассажиров», – пояснил министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин.
Напомним, что закон, регулирующий деятельность таксистов, в РФ вступил в силу в 2011 году. А с 1 января 2012 года была введена административная ответственность за неисполнение требований законодательства. Между тем, лицензии в Самарской области начали выдавать только в декабре 2011 года, поэтому надзорные органы не стали «кошмарить» эту сферу бизнеса. Столь лояльное отношение к извозчикам объяснялось еще и тем, что поправки в КоАП и ПДД были внесены только в апреле нынешнего года.
Стоит отметить, что стоимость лицензии не так уж и велика – 1000 рублей. Однако для ее оформления необходимо собрать пакет документов, но и это не самое сложное. Человеку, который не работает в фирме, а занимается частным извозом самостоятельно, необходимо зарегистрироваться в качестве предпринимателя, а кроме того заключить договоры, обеспечивающие предрейсовые медицинский и технический осмотры. Поэтому в Самаре, как и во многих других городах, разрешения на перевозку пассажиров в основном оформляют владельцы крупных фирм, имеющих в своем автопарке более семи автомобилей. Мелкие фирмы и частники предпочитают оставаться в тени.
«Я таксую по вечерам и в свободные от основной работы дни, – рассказывает таксист Евгений Шумкин. – И оформлять лицензию мне невыгодно. Во-первых, если я получу свидетельство предпринимателя, мне придется платить налоги. Во-вторых, не хочется возиться с договорами по медицинскому осмотру и техосмотру. Не подумайте, что я все это не соблюдаю – я никогда не сяду за руль нетрезвым и, кроме того, всегда слежу за состоянием своего авто. Но все это затраты времени и денег».
Если вспомнить историю вопроса, то закон о такси принимался для того, чтобы вывести «таксобизнес» из тени и устранить с дорог «бомбил». Между тем, приходится констатировать, что с начала действия закона – а это почти год – частников на дорогах остается довольно много, и услуги их по-прежнему востребованы.
«Я часто езжу на такси, – рассказывает жительница Самары Ирина Михеева. – В последнее время приезжают такси, в которых установлены счетчики. И я заметила, что поездки стали обходиться дороже, чем раньше. Например вчера ехала от ипподрома до «Скалы». Мне сказали, что примерная стоимость моей поездки – 250 рублей. А по счетчику вышло 300. И так было уже несколько раз. С одной стороны, не такое уж и значительное повышение. А с другой – если кто-то возит ребенка в садик каждый день, то за месяц кругленькая сумма выходит. Кроме того, некоторые люди оставляют деньги впритык на такси. Поэтому сейчас я стараюсь звонить в те фирмы, в которых машины еще не оборудованы счетчиками».
Теми, кто еще не получил лицензию, а значит стал «нелегалом», будут заниматься сотрудники ГИБДД. По словам главы правительства Самарской области Александра Нефедова, с теми, кто нарушает требования закона, будут проводить разъяснительные беседы, при повторных случаях – принимать жесткие меры.