На ВАЗе разработают конкурента «Ё-мобиля». К 2014 году в Тольятти создадут проект гибридного автомобиля.
Через два года «АвтоВАЗ» должен представить свое видение «двойного» авто. Таковы условия конкурса, организованного Минпромторгом РФ и выигранного тольяттинским автозаводом. Помимо традиционного бензинового двигателя, автомобиль должен «уметь» ездить и на электричестве, что позволит в разы сократить расход топлива и снизить загрязнение окружающей среды. На создание гибридной «Лады» «АвтоВАЗ» получит от государства 499 млн рублей.
В случае, если новинка не только успешно будет реализована в «металле и пластике», но и выйдет на рынок, первыми ее достоинства смогут оценить самарцы. Ведь в столице губернии компания Revolta планирует построить как минимум десять терминалов для подзарядки электрокаров. Информация об этом активно обсуждалась весной этого года. Тогда представители компании заявили, что стоимость одной зарядки для электромобиля будет примерно в пять раз дешевле, чем цена одного бака бензина.
В настоящий момент в России существуют два проекта автомобилей на электрической тяге, причем один из них реализуется на «АвтоВАЗе». Электромобиль «Лада Эллада» на базе «Калины» уже был представлен на суд публики, однако, пока изготовлено всего два образца, которые естественно, нельзя приобрести ни на одном авторынке. Зато некие инвесторы, чье имя пока не называется, уже готовы закупить сто «Эллад» для работы в качестве такси в Кисловодске. Первые тридцать машин отправятся на Ставрополье уже в конце этого года, сейчас в Кисловодске монтируются заправочные станции.
Второй проект – «Ё-мобиль» олигарха и политика Михаила Прохорова. Начало его серийного производства запланировано на сентябрь этого года, на тематическом сайте действует возможность предзаказа автомобиля. 150 тысяч россиян уже подтвердили свою готовность купить гибридную новинку. Однако, в настоящий момент не прошло ни одного из сертификационных испытаний «Ё-мобиля», не изготовлена и предсерийная партия. Многие из тех, кто уже сделал предзаказ, заявляют: «Плакал наш «Ё-мобиль». Опять обманули». Каковы же перспективы создания в Тольятти электро-бензиновой машины?
По мнению экс-директора ОАО «Завод «Магнето» Игоря Сполуденного, создание гибридного автомобиля на имеющейся базе ВАЗа, при условии наличия специалистов и финансирования, вполне возможно. «Основная сложность – изготовление аккумуляторной батареи, а двигатель строится примерно так же, как и обычный бензиновый. Правда, стоимость такого автомобиля будет выше, чем цена «бензинового» аналога. Да и цена на саму зарядку будет примерно сравнима с ценой «полного бака» бензина», - уверен Игорь Сполуденный. По его мнению, переход на «заправку из розетки» может быть целой государственной программой, связанной с тем, что нефти в мире остается не так уж и много, и руководство России ищет альтернативные виды топлива.
К слову, по мнению Игоря Сполуденного, задержка в начале сертификации и производства «Ё-мобилей» - это не проблемы, возникшие у Михаила Прохорова, а политическое решение.
С необходимостью разработки экологически чистого топлива для машин согласен и председатель независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев. Однако к перспективам «электроавтомобилизации» он относится скептически: «Если наш завод считать частью французского автопрома, то у них есть разработки. Важно, чтобы у самих заводчан было стремление создать электромобиль, а государство только окажет финансовую поддержку. Но, насколько я знаю, стремления нет, есть желание только получить государственные 500 млн». По мнению Петра Золотарева, все исследования закончатся созданием одного экземпляра - и все. «Никогда не понимал, почему ВАЗ не производит электромобили серийно. Ведь это очень выгодный и конкурентоспособный вид бизнеса. Электричество гораздо дешевле бензина, и потому такой автомобиль в эксплуатации будет дешевле, чем обычный», - считает Петр Золотухин.
Потенциальные конкуренты гибридной «Лады»
1) Chevrolet Volt
Электродвигатель мощностью120 кВт. Время зарядки от сети 3-4 часа. Максимальная скорость — 190 км/ч. Volt работает в режиме электромобиля вплоть до состояния неполной разрядки (30 % от ёмкости аккумуляторов).
На автомобиле установлен генератор электроэнергии - двигатель внутреннего сгорания мощностью 53 кВт, объём 1 л, 3 цилиндра. Volt работает в режиме электромобиля до скорости 160 км/ч. После этого, при работе двигателя внутреннего сгорания, может включаться генератор для подзарядки аккумуляторов.
Топливный бак — 45 л. Этого топлива и полной зарядки аккумуляторов достаточно для пробега 1000 км. Автомобиль выпускается серийно. Стоимость в России – 2, 1 млн рублей
2) Honda Civic Hybrid
Электродвигатель мощностью 15 кВт. Зарядка аккумулятора происходит во время торможения, а также во время работы бензинового двигателя. Максимальная скорость 185 км/ч. Автомобиль приводится в движение бензиновым двигателем, а электромотор включается позднее и помогает экономить топливо. Таким образом, при смешанном цикле расход топлива составляет 3,3 л на 100 км. Автомобиль выпускается серийно. Стоимость в России – 700 тысяч рублей.
3) Ё-мобиль
Электродвигатель мощностью 45 кВт. Время зарядки – 10 минут. Максимальная скорость – 130 км в час. Расход топлива – 3,5 л бензина на 100 км, запас хода – 700 км. Существуют только выставочные образцы, серийное производство не начато. Предполагаемая стоимость – 400 тысяч рублей.
4) Лада – Эллада
Мощность двигателя - 60 кВт. Время зарядки – 8 часов. Максимальная скорость – 140 км/ч. Бензиновый двигатель в автомобиле отсутствует. Запас хода – 150 км. Существуют два опытных экземпляра. Предполагаемая стоимость – 700 тысяч рублей.
Анна Дмитриева, молодая мама: «Несмотря на то, что проблемы экологии очень актуальны, культура использования электромобилей пока напрочь отсутствует. Лично у меня при слове «электромобиль» возникает ассоциация с детской китайской радиоуправляемой машиной. А еще я – как и, наверное, большинство россиян, патологически не доверяю продукции отечественного автопрома. И верить, в то, что получится хорошая машина и появится достаточное количество «заправок» у меня не получается».
Александр Павлов, работник сферы торговли: «В нашей стране, прежде чем создавать такие автомобили, нужно создавать инфраструктуру для того, чтобы пользоваться ими. Если у нас бензин иногда бывает такого качества, что хоть вешайся, то насколько качественной и безопасной будет зарядка для гибридов? На перспективу же, я думаю, что до России это дойдет в последнюю очередь – все-таки запасов нефти у нас пока много».
Автор: Сергей Круглов