С 1 февраля 2013 года начнет действовать новый регламент по приему квалификационных экзаменов для водителей. Во все экзаменационные этапы внесены изменения. Ошибившись хотя бы раз в теоретической части, кандидатам придется отвечать на дополнительные вопросы. На автодроме придется выполнять четыре обязательных упражнения без права на ошибку, а городские маршруты могут стать сложнее.
Теоретический этап
Главные изменения коснутся системы оценок. Сейчас кандидат в водители может допустить две ошибки в билете из 20 вопросов. По новой методике право на две ошибки остается, но каждая из них будет стоить дополнительных вопросов. Ответил неправильно один раз – получи еще пять заданий, два раза – десять. Причем ответить на эти вопросы сверх нормы нужно безошибочно, иначе экзамен провален. Так что в интересах ученика основные задания выполнить без промахов, иначе появится риск завалиться в «овертайме». Временной лимит остается тем же – 20 минут на 20 вопросов, на каждый вопрос сверху – по одной минуте.
Экзамен на автодроме
На этом этапе тоже произойдут усложняющие изменения. Действующая методика прописывает пять упражнений, которые могут выполняться на автодроме. Но на экзамене их распределяют в несколько комплексов. В каждом из них по три фигуры. По новым правилам будут четыре обязательных упражнения, одинаковые для всех. И если сейчас допускается одна ошибка при выполнении одного элемента, в новых условиях второго шанса не будет: не сделал упражнение с первой попытки – автодром «завален».
Изменятся и сами упражнения: сейчас это остановка и трогание на подъеме (горка), параллельная парковка задним ходом, змейка, дворик (разворот в ограниченном пространстве) и въезд в бокс (гараж). Новый комплекс включает в себя ту же горку, параллельную парковку, а также новые элементы: «разворот и парковка» и «повороты на 90 градусов». Последнее – это проезд участка с крутыми левыми и правыми поворотами, а «разворот и парковка» – это некое объединение въезда в бокс с двориком (подробные иллюстрации выполнения упражнений здесь в файле «Комплексы и картинки»).
В Самарской области с января по июль 2012 года произошло 173 ДТП с участием молодых водителей. Это на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этих дорожно-транспортных происшествиях погибли 22 человека и 240 получили травмы.Городами-лидерами по количеству аварий с участием молодых водителей являются Самара и Тольятти.
Змейка из этого перечня ликвидирована. Сейчас большинство машин оснащено усилителями, и маневрировать между конусами довольно легко, да и на дороге эти навыки мало востребованы. Важно, что оставили элементы, которые воссоздают самые распространенные жизненные ситуации. Например, «повороты на 90 градусов» – это упражнение, которое имитирует движение на опасных поворотах с ограниченной видимостью. Здесь важно держать траекторию, не съехав на обочину и не вылетев на встречку. На трассах это одни из самых распространенных причин ДТП: в сводках то и дело проходят случаи, где водители на повороте дороги не справляются с управлением и слетают в кювет или на полосу встречного движения.
Список обязательных упражнений увеличился и для получения прав категории «А». Сейчас для мотоциклистов прописаны семь элементов, которые также объединены в комплексы по три фигуры. То есть на автодроме мотоциклисты проходят три обязательных испытания. В новой методике указываются девять обязательных заданий, и поблажки есть только для лиц с ограниченными физическими возможностями – им достаточно выполнить пять упражнений.
Тест в городе
В городской части экзамена меньше всего перемен. Добавили требование к маршрутам, чтобы они пролегали по дорогам с различной интенсивностью движения. Плюс ввели 25-балльную систему вместо пятибалльной. У каждой ошибки есть своя «стоимость», и, если за маршрут вы набрали 25 баллов, городской этап не пройден. Каждая грубая ошибка оценивается сразу в 25 баллов – это нарушения, которые могли бы спровоцировать ДТП: пересек сплошную, нарушил требования знаков движения по полосам, не уступил ТС или пешеходу, которые имеют преимущество и т.д. (таблица с баллами здесь.)
Наиболее важное уточнение, считают эксперты, это запрет на провокацию нарушений ПДД. В этом просматривается некое упрощение. Например, инспектор может попросить остановиться, когда вы проезжаете в зоне действия знака «Остановка запрещена». Это и есть провокация. Регламент запрещает такие «фокусы».
Как говорится в пояснительной записке к регламенту, его применение сократит время сдачи экзамена с 5-4 часов приблизительно до 3,5 часов. За последние 10 лет подразделениями ГИБДД выдано более 46 миллионов удостоверений. Количество новых водителей ежегодно увеличивается на 0,3% – с учетом таких объемов необходимо упорядочить все административные процедуры, что и должен выполнить регламент. Но представители автошкол уверены, что в самом процессе подготовки мало что изменится.