В сентябре будет ровно год, как был узаконен запрет на тонировочную пленку с повышением штрафа до 500 рублей. «Черных» стекол после этого меньше не стало, поэтому 22 апреля текущего года Дмитрий Медведев подписал новый закон, ужесточающий ответственность за ряд нарушений в том числе и по тонировке. Тем не менее, количество автомобилей с тонировкой передних и лобовых стекол на дорогах Самары начало резко снижаться лишь с 1 июля.
Массовая «зачистка»
Причиной «прорыва» в данном вопросе, который был практически неразрешим много лет, стала редакция статьи 27.13 КоАП РФ (задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации), согласно которой превышение уровня тонировки влечет запрет эксплуатации автомобиля со снятием регистрационных знаков. Согласитесь, это гораздо серьезнее, чем 500-рублевый штраф, на который почти никто не обращал внимания. Получив в свои руки столь мощный механизм воздействия на водителей, сотрудники ГИБДД наконец-то расставили все точки над «i» в войне «за чистоту стекол»: в июле на территории области задерживалось ежедневно 400-500 машин с нарушениями правил тонировки, а с 1 по 15 августа было выявлено 3500 нарушителей «закона о тонировке»! Конечно, не все задержанные прошли через пренеприятнейшую процедуру снятия номеров. Как правило, водители на месте устраняли нарушения, сдирая пленку со стекол, а некоторые шли на более радикальные меры: на наших глазах один «камазист» разбил стекло, чтобы сохранить госномер. И продолжил движение.
Информация, для тех, кто не готов к таким решительным мерам: на устранение тонировки даются всего сутки, но если не уложиться в срок и продолжить эксплуатировать машину, то в соответствии со ст. 12.2 КоАП РФ (управление автомобилем с нарушением правил установки номеров) водитель «попадает» на штраф в 5000 рублей или может быть лишен прав на срок от одного до трех месяцев.
Перед законом все равны
Пока сотрудники ГИБДД не спешат рапортовать о полной победе над тонировкой - ждут первых ненастных дней, когда уже никто не сможет ездить с открытыми окнами, скрывая тем самым, запрещенную пленку. Но, так или иначе, «лед» действительно «тронулся»… Вроде можно радоваться и в воздух чепчики… простите, фуражки бросать. Но не тут-то было. Бдительные и дотошные граждане стали все чаще задаваться вопросом, а всех ли касается новая норма? Или сильные мира сего опять оказались над законом?
«Неприкасаемых в этом вопросе нет, - утверждает заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД по Самарской области Виктор Митник, - я лично имел встречи со всеми представителями силовых ведомств и властных структур, где было достигнуто полное взаимопонимание в этом вопросе. Мы пошли по пути дисциплинарных внутриведомственных взысканий. Как показала практика, это очень действенно…» И действительно, наша попытка обнаружить машины с тонированными передними стеклами возле Белого дома и Губернской Думы не увенчались успехом. Правда, спустя час нам все же удалось найти «блатного» нарушителя возле министерства промышленности на улице Скляренко: наглухо затонированная «двенашка» стояла прямо на пешеходном переходе, гордо сияя пропуском Правительства Самарской области.
«Отдельные факты, конечно, еще есть, - констатирует Виктор Митник, - но я не подставляю своих сотрудников под конфликт. У нас заведена следующая практика: ежедневно перед всеми силовыми и административными структурами проезжает наряд и переписывает номера нерастонированных машин. Я собираю доклады, и мы решаем вопрос на уровне руководства». Кроме того, в схеме отработки нарушения по тонировке, самарские дорожные полицейские ввели еще одно ноу-хау: каждый сотрудник, добираясь на работу и возвращаясь домой, фиксирует номера машин с тонировкой и передает их в дежурное подразделение, которое, в соответствии с законом, останавливает данные машины на постах ДПС и проводит соответствующие замеры. Кстати, автолюбители должны помнить, что проверку тонировки могут проводить только на стационарных постах ДПС, в противном случае, это грубейшее нарушение со стороны сотрудника, на которого автолюбитель вправе пожаловаться. И еще, для тех, кто душой страдает за социальную справедливость. На форуме официального сайта регионального ГИБДД есть возможность оставить сообщение и фото любого нарушения, в том числе и по тонировке.
Справка
Если Вы сомневаетесь в объективности измерений Вашей тонировки, то в 10-дневный срок нужно написать заявление (жалобу) в соответствующее отделение ГИБДД, где Вам обязаны назначить повторную процедуру измерения другим прибором в согласованное с Вами время и в соответствующем месте. За этот срок Вы можете привести тонировку стекол в норму, тогда штраф за тонировку платить не придется. Кроме того, по закону «О защите прав потребителей», Вы можете обратиться в фирму, которая делала Вам тонировку, с требованиями привести ее в состояние, требуемое ГОСТом. Сделать это фирма должна бесплатно, за свой счет, иначе можете с ней судиться и требовать возмещения всех убытков.
Полезная информация
Тонировка стекол автотранспорта определяется ГОСТом 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и Постановлением Госстандарта РФ № 363 от 1 июля 1999 г., которое вносит в ГОСТ ряд изменений. Постановление № 363 дополняет и изменяет ГОСТ по ряду позиций и допускает тонировку стекол легковых (и иных типов) автомобилей в следующих пределах:
- лобовое стекло - не более 30% (было 25%);
- стекла передних дверей - не более 30%;
- остальные стекла (согласно Изменению № 3 к ГОСТу 5727-88 от 1 января 2002 г.) не нормируются.