Депутаты Государственной думы рассматривают законопроект, который предлагает отменить наказание для водителей за оставление места ДТП.
Часто можно встретить подобную ситуацию: в пробке двое не поделили дорогу, произошло небольшое столкновение, автомобили повредились совсем немного. Чтобы получить компенсацию за понесенный убыток, необходимо сначала дождаться прибытия полиции, затем пройти ряд долгих бюрократических процедур и предоставить в страховую компанию справки. Все это отнимает много времени и сил, и поэтому часто водители, понимая ничтожность материальных потерь, предпочитают самостоятельно договориться на месте и покинуть место ДТП. Через некоторое время к одному из них может придти уведомление о том, что тот самовольно покинул место аварии: это второй недобросовестный водитель решил таким образом напомнить о себе. В этом случае у виновника ДТП возникают серьезные проблемы.
Схема, по которой сегодня водители решают проблемы прямо на дороге, не верна: даже написанная расписка в получении денег не снимает ответственности с виновника, так как она не имеет никакой юридической силы. Поэтому, если участники аварии не вызвали полицию и разъехались, они нарушили статью 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и за это им грозит лишение прав сроком на год.
В прошлом году в Самарской области произошел показательный случай. В Новокуйбышевске два водителя столкнулись на одной из внутриквартальных дорог. Один из них сразу признал свою вину, и автолюбители смогли договориться, не привлекая полицейских. После этого заплативший водитель, поверивший второму участнику на слово, спокойно покинул место ДТП. А тот, в свою очередь, вызвал ГИБДД. В итоге суд лишил мужчину права на управление автомобилем на год.
Согласно действующим законам, покинуть место аварии, не вызывая сотрудников ГИБДД, можно только в том случае, если в аварии участвовало не более двух автомобилей, никто не пострадал, на обе машины оформлены полисы ОСАГО. Также оба водителя должны быть согласны с обстоятельствами ДТП, а сумма повреждений не превышает 25 тысяч рублей. Если все эти условия выполнены, участники по специальной форме заполняют извещение о ДТП. Согласитесь, условий слишком много, и своей сложностью они сводят возможность взаимовыгодного решения проблемы непосредственно на дороге в рамках закона практически к нулю.
Депутаты Государственной думы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предложили коллегам разрешить такую ситуацию, внеся в кодекс поправки. Они предлагают освободить от ответственности участников ДТП, оставивших место аварии, при соблюдении всего лишь нескольких, значительно менее сложных, условий. Решить конфликт на дороге, не привлекая сотрудников ГАИ, можно будет если в дорожно-транспортном происшествии нет пострадавших, а у участников аварии нет взаимных претензий, либо между ними достигнута договоренность об их урегулировании. Это должно быть подтверждено письменным соглашением.
«Здравое зерно в применении практики самостоятельного разрешения конфликта между водителями, связанного с ДТП, безусловно есть. Первым такую инициативу высказал премьер-министр правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Однако вопрос этот совсем не простой и требует всестороннего изучения. Учитывая проблемы с автомобильными пробками в городах нашей страны, в целом, я считаю, что такая практика применяться, конечно, должна», – поддерживает говорит депутат Государственной думы Александр Хинштейн.
С этим согласны и рядовые автомобилисты. «На прошлой неделе почти полтора часа стоял в пробке на Ново-Садовой. Когда выбрался из нее, увидел: две машины поцарапали друг другу бампера и стоят часами ждут полицию. От этого весь город в пробке. А там ремонт то на 500 рублей! Так что возможность оформления ДТП без ГАИ всем выгодно: и водителям, и самим гаишникам», – считает 32-летний самарский водитель Олег.
Фото: Фото с сайта Obozrevatel.com