В Самарской области наблюдается резкое ухудшение ситуации в области безопасности на дорогах. По сравнению с прошлым годом произошел рост показателей по всем основным пунктам: количество ДТП, погибшие и раненые в них, число аварий по вине нетрезвых водителей, детская смертность. Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игорь Антонов считает, что возлагать всю ответственность за такие цифры на его ведомство неправильно.
Такие итоги работы ГИБДД особенно поражают на фоне принятия все новых и новых мер государственного принуждения к участникам дорожного движения. В последние годы власти идут по пути радикального ужесточения ответственности водителей: с 2009 года депутаты несколько раз кратно увеличивали штрафы.
Такие меры дали незначительный положительный эффект только поначалу. Сейчас же количество аварий и число жертв в них снова растет. Например в Самарской области, по данным областного управления ГИБДД, за прошедшие 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого наблюдается значительное увеличение всех показателей.
Дело в том, что общее благосостояние населения растет, и водители уже успели «привыкнуть» к увеличению размеров денежного наказания. «Большими штрафами уже мало кого напугаешь: еще недавно 500 рублей за непристегнутый ремень буквально за несколько месяцев всех отучили от этого нарушения. Но сейчас, когда зарплаты выросли, такая сумма уже мало кого впечатляет», – рассказал Doroga63 инспектор ОГИБДД ОВД по городу Новокуйбышевску Ленар Сагиров.
Начальник областного ГИБДД Игорь Антонов, подводя промежуточные итоги работы ведомства, рассказал, что Госавтоинспекция не в силах самостоятельно бороться с ростом аварийности и смертности на дорогах. Она всего лишь один из элементов в сложной системе безопасности дорожного движения.
Главный инспектор БДД по Самарской области рассказал, что основными причинами роста аварийности являются несоответствие уровня состояния улично-дорожной сети нормативным требованиям и реальному положению вещей, а также значительный прирост количества автотранспорта (только в Самаре ежегодно в среднем около 50 тысяч единиц). Другими словами, машин становится больше, а развитие дорожной сети в то же время либо остается на прежнем уровне, либо становится еще хуже. Одна проблема порождает другую, и пробки, возникающие из-за несовременной инфраструктуры, затрудняют подъезд оперативных служб к месту происшествия. Тем самым врачи скорой помощи теряют тот самый «золотой час», в течение которого, по статистике, можно успеть спасти абсолютное большинство пострадавших.
Серьезную проблему составляет также резкий рост количества «молодых водителей» и мототранспорта. Число ДТП с участием скутеров за последние пять лет выросло в семь раз. Значительно увеличилось количество аварий с участием детей: с 407 до 494. «И это очень тревожные значения для нас», – констатировал Игорь Антонов.
Он пояснил, что большую проблему представляет плохо разработанная нормативная база, в которой четко были бы прописаны обязанности и ответственность собственников дорог. «К нам часто поступают примерно такие жалобы: «Огромные пробки, невозможно проехать: ГАИ сделайте что-нибудь». Но что мы можем сделать, если, согласно законодательству, за организацию дорожного движения отвечает собственник дороги, то есть, чаще всего, муниципалитет?» – рассказал он. То есть очень плохо работает система организации дорожного движения в целом. Без решения этого вопроса больших положительных сдвигов в области управления транспортной системой добиться невозможно.
Опыт западных стран, в которых смертность на дорогах в несколько раз ниже, показывает, что введение лишь ограничительных мер не всегда дает положительный эффект. Средняя скорость перемещения на европейских дорогах на порядок выше, а ДТП случаются гораздо реже. Большинство водителей и специалистов связывает это с развитой дорожной инфраструктурой и общим уровнем культуры участников дорожного движения.
Фото: Фото с сайта Glavred.info