На основных трассах Самарской области установили метеодатчики, которые в режиме онлайн контролируют погоду и состояние дорог. С их помощью коммунальные службы могут оперативнее реагировать на изменения климата, а значит, быстрее справляться со снежными заторами. Все эти меры должны повысить не только безопасность на дорогах, но и их пропускную способность.
Погода в средней полосе России, в которую входит и Самарская область, любит преподносить сюрпризы. Особенно зимой. Буквально в течение одних суток дождь и плюсовая температура могут смениться снегопадом и заморозками. Естественно, все это сказывается на состоянии дорог.
Если в городах коммунальные службы находятся в постоянной «боевой готовности», то на трассах, особенно федеральных, где расстояния между населенными пунктами измеряются десятками километров, снегоуборщики не могут похвастаться такой оперативностью. Все это может привести к колоссальным транспортным коллапсам. Самарская область в этом плане никак не застрахована от ситуаций, подобных той, которая буквально несколько дней назад возникла в Тверской области. Напомним, что там водители большегрузных автомобилей без запасов продовольствия и горючего простояли в 40-километровой пробке трое суток именно из-за снежных заторов. «На второй день я уже остался без еды и солярки: меня спасли местные жители и соседи по несчастью. Не дай бог в такой ситуации остаться на большой дороге одному», – рассказал 43-летний водитель-дальнобойщик Искандер Грачев, только в понедельник вырвавшийся из снежного плена.
Поэтому система метеонаблюдения очень важна именно на больших трассах. Она способна постоянно мониторить климатические условия и состояние дороги, что, в свою очередь, позволяет следить за участками трассы в режиме реального времени.
За обслуживание крупнейших магистралей в Самарской области отвечает федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга». Здесь установка метеостанций с видеокамерами началась еще в конце 2011 года. Так, в декабре по одному датчику установили в Камышлинском и Сергиевском районах (около поселка Суходол). Приборы, которые первоначально работали в тестовом режиме, отлично проявили себя. Ранее эта техника, рассчитанная на работу по методу опережающего реагирования на возникновение опасных дорожных ситуаций, уже успешно показала свою полезность в Республике Башкортостан. Вся информация с датчиков стекается в диспетчерский отдел, который находится в Пензе.
«К нам на мониторы поступают данные о метеоусловиях на пяти участках, – рассказывает диспетчер Альфия. – Это температура воздуха, атмосферное давление, влажность, температура дорожного покрытия, наличие осадков. Также мы видим состояние трассы: если значок зеленый, значит, оно нормальное, если красный – там какие-то проблемы. Мы сразу с помощью камер отслеживаем ситуацию. Если там гололед или снежные завалы, тут же звоним дорожникам в подрядные организации, чтобы они выехали на место».
После удачного эксперимента камеры решили установить практически по всей длине трассы М-5. Тогда руководители управления автомобильных дорог заявили, что до конца года в Самарской области появится 23 метеостанции с камерами: семь – на трассе М-5 «Урал», восемь – на дороге Самара – Черниговка – Казахстан, одна – на дороге «подъезд к Самаре от М-5» и пять – на дороге «подъезд к Оренбургу от М-5». Они будут находиться на расстоянии 16 километров друг от друга.
«По Самарской области еще не вся работа у нас закончена в этом году. Метеодатчики – это сложное и в установке, и в работе, дорогостоящее оборудование. Но мы продолжим оснащение самарских дорог ими», – рассказал Doroga63 начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог учреждения Владимир Сундуков.
В ближайшее время данные о метеоусловиях и состоянии дорог станут доступны в открытом доступе на сайтах ответственных организаций. Тогда автовладельцы смогут самостоятельно в режиме онлайн корректировать маршруты своего движения в зависимости от погоды и дорожных условий.
Фото: Фото с сайта Сargofon.ru