В Самаре лицензию на перевозку пассажиров имеет только 50% автопарка. Это выяснили сотрудники Самарского государственного технического университета. Несмотря на это, дефицита частных перевозчиков в городе нет.
Количество автомобилей с «шашечками» на крыше на дорогах областной столицы и других крупных городах губернии только растет: среди них можно увидеть и старенькую «классику», и дорогие иномарки. Объявлениями о предоставлении услуг такси пестрят едва ли не все столбы и деревья, расположенные вдоль дорог, рекламу можно услышать и по радио. Вместе с тем, официальная статистика свидетельствует о том, что только половина фирм, занимающихся извозом, работает с лицензией.
«Мы выяснили, что в Самаре только половина автопарка, необходимого для удовлетворении потребностей населения в легковых такси, имеет лицензию на перевозку пассажиров. Сегодня Самарской области требуется семь-восемь тысяч экипажей перевозчиков. Однако разрешение имеют чуть более четырех тысяч», – рассказала Doroga63 автор исследования, преподаватель кафедры национальной и мировой экономики СамГТУ Елена Шуравина.
Такси сегодня представляет собой совсем не ту организацию, которой она была двадцать лет назад. Ушли в прошлое огромные таксопарки с постоянным штатом водителей, механиков, автомойщиков и диспетчеров. Теперь в такси может работать практически любой человек, имеющий личный автомобиль. Часто с такими водителями не заключается никаких договоров, и их практически невозможно контролировать. «Я подрабатываю в такси почти каждый вечер, по выходным – обязательно. Захочу – выйду на линию, а нет – так останусь дома. Это очень удобно, когда нужно срочно заработать деньги. Свое руководство я видел один раз, когда устраивался на работу. После этого я даже никогда не разговаривал с ними», – рассказал один из таких таксистов Дмитрий. По его словам, абсолютное большинство подобных извозчиков работает по такой же схеме. Чаще всего они имеют постоянную работу, и перевозка пассажиров является для них лишь подработкой. А уж о наличии лицензии у них и говорить не приходится.
Естественно, что эти «неучтенные» таксисты вызывают серьезную обеспокоенность у власти и правоохранительных органов. Неизвестно, на каких автомобилях и в каком состоянии они разъезжают. Например, не так давно в Тюмени водитель такси, находясь за рулем, будучи лишенным прав, сбил свою же пассажирку, которую высадил несколько секунд назад.
Не может не вызывать вопросы и техническое состояние автомобилей. Однако ученые, исследовав этот вопрос, заверили, что повода для беспокойства нет. «Мы изучили техническое состояние автомобилей: его можно оценить как более чем удовлетворительное», – пояснила Елена Шуравина.
Согласно закону, заниматься перевозкой пассажиров можно только при наличии разрешения и установленного таксометра. Все автомобили должны периодически проходить своевременное техническое обслуживание. Работа без выполнения этих условий наказывается наложением административного штрафа в пять тысяч рублей для водителей и в двести тысяч – для предпринимателей. Однако на практике выявить нелегальных таксистов и тем более привлечь к ответственности практически невозможно. Ведь в автомобильном потоке машины «бомбил» ничем не отличаются от других. «Мы проводим определенные мероприятия по вычислению водителей нелегальных такси. Не сказать, что масштабно, но такая работа идет. Это очень непросто сделать именно с технической точки зрения», – рассказал Doroga63 на условиях анонимности один из представителей правоохранительных органов.
Однако многие находят и положительные моменты в системе нелицензированных частных извозчиков. «Это возможность для небогатых людей быстро заработать, как говорится, здесь и сейчас», – пишет пользователь сайта AutoChel.ru под ником taksist. Кроме того, вместе с этим явлением конкуренция в сфере пассажирских перевозок возросла многократно: только в Самаре с ходу можно вспомнить с десяток фирм, предоставляющих такие услуги. А это, в свою очередь, положительно влияет на цену услуг такси.
Фото: Фото с сайта Telegraf.by