Самарские страховщики опасаются, что система надбавок и вычетов к стоимости полиса ОСАГО, которую предлагают ввести депутаты Государственной Думы, может оказаться неэффективной.
С 2003 года в России действует обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокращенно ОСАГО). Эта система, несмотря на мнения скептиков, позволила решить многие проблемы: стало легче разрешать конфликты между водителями на дороге, а ДТП перестало быть финансовой катастрофой для большинства автолюбителей.
Однако некоторые моменты системы ОСАГО до сих пор остаются непроработанными. В частности, это касается расчетов стоимости полиса.
Сегодня размер страховой премии зависит от мощности двигателя автомобиля, места регистрации, возраста и стажа водителя. Например, ее коэффициент будет выше для автолюбителя в возрасте до 22 лет или со стажем вождения до трех лет. В этом случае сумма страхового взноса может увеличиться до 70%.
В обществе давно витает идея о справедливости введения коэффициентов за добросовестную или, наоборот, аварийную и езду. Депутаты Государственной Думы приняли соответствующие поправки в федеральный закон об ОСАГО. Они предусматривают зависимость размера страховой премии от аварийной или безаварийной истории водителя. Если выяснится, что ранее автовладелец скрыл от страховщика какие-то аварии, его полис продолжит действовать, но в следующем страховом периоде он уже будет стоить дороже.
Стоит отметить, что подобная система действует в России уже давно, однако на деле она не работает. Согласно ей, все водители разбиты на 13 классов, и каждый из них имеет коэффициент от 0,5 до 2,45, в зависимости от принадлежности к одному из них.
Эффективными идею депутатов находит корреспондент челябинского автомобильного сайта Autochel.ru Марина Костюченко. «Я думаю, если водитель будет понимать, что за ДТП он будет платить в следующем году больше, это его сдержит от необдуманного риска. Плюс может вырасти число случаев, когда водители договариваются на месте и не привлекают страховую, что тоже не плохо», – считает она. Костюченко отметила, что подобная система «бонус-малус» в законе закреплена уже давно. Проблема в том, что бонусами водители пользуются, а коэффициенты за «аварийку» очень легко избегают, переходя из одной компании в другую.
Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов» Геннадий Тимаков однозначно считает разработку так называемой системы КБМ (коэффициент «бонус-малус») необходимой. По его мнению, ее нужно было запустить еще в 2003 году, когда только ввели ОСАГО. Однако сейчас специалиста пугает подход к разработке поправок: «Боюсь, что в условиях, когда изменения в закон разрабатывают в такой спешке, не удастся избежать перегибов. Почему бы тему, которая так или иначе касается практически каждого жителя нашей страны, не вынести на общественное обсуждение. Ведь в других вопросах правительство демонстрирует открытость», – рассказал Doroga63 Тимаков. Он считает, что механизмы действия закона могут оказаться непроработанными. В частности, серьезные вопросы у него вызывает идея о том, что страховые агенты сами должны будут составлять «досье» на водителя, что весьма затруднительно.
«Я не представляю, каким образом мне необходимо искать информацию об истории вождения своего клиента, если он ее скрывает. Да еще в течении 15 дней мне необходимо внести все эти данные в единую базу», – сетует самарский страховой агент Рамиль.
Кроме того, законопроект предусматривает более широкие возможности на российском рынке для иностранных компаний. Если ранее они могли иметь только 25-процентную долю в отечественных страховых фирмах, то теперь эта доля может быть увеличена до 50%.
Согласно статистике, сегодня в России общая сумма страховых взносов почти в два раза превышает сумму выплат. Такое положение вещей многие водители считают несправедливым.
Фото: Фото с сайта Mediazavod.ru