Депутаты Государственной думы отклонили в первом чтении поправки, которые вводят штрафы в размере от 2,5 до пяти тысяч рублей за «агрессивный метод вождения». Законодатели посчитали, что для начала термин «агрессивное вождение» должен быть закреплен в ПДД, а сделать это может только правительство. Многие самарские водители полагают, что закон в предложенной форме – очень мощный инструмент незаконного давления гаишников на водителей.
Проблему лихачества признают все: на это явление, как угрожающее безопасности дорожного движения, жалуются и представители ГИБДД, и простые водители.
Нередко хамы на дорогах становятся причиной страшных ДТП. Например, весной прошлого года подобная авария произошла по вине водителя «Ягуара». Тогда молодой мужчина за рулем спортивного суперкара, по словам очевидцев, разогнался едва ли не до 200 км/ч и на такой скорости принялся маневрировать из одной полосы в другую. Неудивительно, что такие действия лихача привели к катастрофическим последствиям: машина, задев «Тойоту», вылетела на встречную полосу, где врезалась во внедорожник Ssang Yong. В той истории все участники ДТП чудом остались живы. Однако так происходит далеко не всегда.
«Лихачество, безусловно, создает на дороге большие проблемы. Но специальной статистики таких нарушений не ведется, потому что понятие не закреплено в правилах дорожного движения. Агрессивное вождение чаще всего подпадает под нарушение скоростного режима, а также под управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения», – рассказала Doroga63 инспектор подразделения пропаганды ГИБДД УВД по Самарской области Татьяна Лядина.
Однако далеко не во всех случаях за лихачество на дороге можно наказать по указанным статьям. К водителям, практикующим агрессивный метод вождения, очень сложно применить те или иные санкции, поскольку нарушение ими ПДД является либо незначительным, либо труднодоказуемым. Многим не раз приходилось видеть, как какой-нибудь водитель (чаще всего молодой) ведет себя на дороге более чем вызывающе: вклинивается в другие ряды, постоянно меняет скорость и «подрезает» другие автомобили. Однако при этом он формально не нарушает правил. Наказания за агрессивный метод вождения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях нет.
Проблему законодательного закреплении этого понятия уже не раз поднимали представители Госавтоинспекции, депутаты и юристы.
В очередной раз к этому вопросу решили вернуться парламентарии из фракции ЛДПР. Депутат Ярослав Нилов подготовил к рассмотрению законопроект, который определяет агрессивный метод вождения как управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации. К таким действиям автор документа отнес неоднократное опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам движения в нарушение Правил дорожного движения, либо резкое торможение, совершаемое после резкого ускорения. А также создание искусственных помех для других участников дорожного движения, либо опасное приближение к впереди идущему автомобилю. Максимальное наказание, которое грозит нарушителю согласно документу, – пять тысяч рублей.
Нилов отмечает, что в этом вопросе следует взять пример из практики других государств. «В законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, которые закрепляют ответственность за агрессивный метод вождения на дорогах», – указано в пояснительной записке к законопроекту.
Однако депутаты Государственной думы, согласившись с доводами своего коллеги, все же отвергли его идею. Они посчитали, что для начала понятие «агрессивного вождения» необходимо закрепить в ПДД, а это может сделать только правительство РФ.
Многие эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на необходимость документального определения «лихачества», сделать это не так-то просто.
«Вопрос очень сложный с технической точки зрения. Не существует объективных критериев определения, агрессивно водит тот или иной водитель или нет. Слишком много субъективного в этом вопросе. Если даже инспектор сможет определить нарушение, доказать его будет очень не просто», – считает самарский адвокат Ширван Керимов.
Кроме этого, многие водители считают, что такое расплывчатое определение позволит инспекторам по собственному усмотрению привлекать к ответственности любого водителя. «Как можно понять, лихач на дороге или нет? А если я не рассчитал и слишком близко подъехал к кому-то, я тоже лихач? У меня пять тысяч не лишние. Гаишник всегда не против закалымить, а теперь он еще сможет поиметь когда захочет и с кого захочет», – возмущается 47-летний самарский водитель Андрей Николаевич.
Фото: Фото с сайта Autotat.ru.