Власти Москвы с 1 марта запретят проезд крупногабаритных грузовиков, не занятых в обслуживании мегаполиса, по МКАД в дневное время. Не исключено, что подобные меры могут предпринять и другие регионы, в том числе и Самарская область.
Сейчас для подмосковных фур планируется выдать 12 тысяч разрешений, которые позволят им перемещаться по Кольцевой. Остальным грузовикам предстоит двигаться по столичной обводной дороге только в ночное время.
В октябре минувшего года федеральное Министерство экономического развития уже предложило брать с логистических компаний плату за проезд по трассам федерального и регионального значения. Предлагаемая стоимость одного километра должна составить 3,5 рубля.
Основной причиной московского запрета на передвижение фур в дневное время заявляется то, что большегрузы создают пробки. В Самаре ситуация «все дороги стоят, и лучше ехать на трамвае» бывает, к счастью, не часто. Но иногда именно фуры становятся причиной затора. Многие самарские водители регулярно посылают вербальные проклятия в адрес одной из крупнейших сетей продуктовых ритейлеров, грузовики и прицепы которой часто стоят на дороге, нарушая все мыслимые правила не только парковки, но и здравого смысла. Однако в городе фур не так уж и много – благо, транзитный проезд через Самару запрещен. А вот на трассе дальнобойщиков хватает с избытком. К счастью, в грубом нарушении ПДД и сложных отношениях с владельцами личных авто дальнобойщиков обвинить можно редко. А вот их тяжелые грузовики разбивают дороги и шоссе региона, которые надо ремонтировать. Да и в плане экологии седельные тягачи гораздо более опасны, чем любые малолитражки.
В странах Европы существуют дороги, бесплатные для машин, грузоподъемностью меньше 3,5 тонн. Логистическим компаниям за проезд по такой трассе приходится платить. Правда, европейские дальнобойщики тоже стараются сэкономить, съезжая с автобанов на маленькие дороги. Кстати, автотуристы советуют ездить именно за грузовиками, чтобы увидеть всю красоту маленьких европейских городов.
По мнению заместителя председателя комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы Дмитрия Литвинова, вероятно, есть необходимость вплотную заняться этой проблемой. «Надо изучить, какие есть возможности минимизировать траффик транзитных автомобилей большой грузоподъемности на дорогах региона или хотя бы взимать с них плату за передвижение. Но перед тем как принимать какие бы то ни было решения, необходимо внимательно изучить все потоки и действующие нормативные акты, чтобы последствия такого запрета не привели к коллапсу», – заявил Дмитрий Литвинов.
В то же время, депутат уверен, что полностью запретить движение транзитных потоков через регион невозможно: «Очень сложно миновать Самарскую область, если едешь из Москвы в Уфу или Челябинск».
Логист компании «Логиком-Самара» Николай Ковылкин считает, что в случае введения платы за проезд по магистралям, жителям страны и региона, в частности, предстоит готовиться к удорожанию всех товаров, перевозимых автомобильным транспортом. Да и разрушение инфраструктуры не всегда связано с активным траффиком грузовиков. «Давайте не забывать, что качество дорожного покрытия во многом зависит от качества укладки асфальта и соблюдения технологии дорожного строительства», – уверяет Николай Ковылкин. По его словам, какие-то «тарифы» на использование дорожной сети брать можно, однако желательно, чтобы они были поскромнее.
Исполнительный директор консалтинговой компании S.D.A.-Group Александр Фишман уверен, что взимание платы за проезд по межмуниципальным трассам – плохая идея. «Ни экологическая, ни дорожная ситуация лучше не станут. Нужны суровые запретительные меры по въезду большегрузов в мегаполисы, например в Самару. Для этого надо строить терминалы, где груз с дальнобойных фур будет «перекидываться» на грузовики малой и средней вместимости. То, что сейчас творят ритейлеры, бросая свои грузовики на обочинах и без того узких дорог, – это настоящее хамство», – возмущается Александр Фишман.
Фото: Фото с сайта makler-blog.ru.