Во вторник, 12 марта, с конвейера АВТОВАЗа сошел двухмиллионный автомобиль Lada 4x4. Под этим названием сейчас продается старая добрая «Нива» – машина, которая в свое время сравнивалась с Range Rover и Mercedes G-klasse; автомобиль, поставивший четыре мировых рекорда. В своеобразный день рождения «Нивы» хочется вспомнить самые интересные моменты из жизни этой машины, которая в далекой Германии заслужила титул: «лучший советский автомобиль».
5 апреля 1977 года с конвейера сошла первая «Нива» под индексом 2121, а уже в следующем году на международной выставке в Брно она получила звание лучшего автомобиля в своем классе. Автомобильные эксперты того времени сравнивали советский джип с такими машинами как Range Rover и Mercedes G-klasse.
В 80-ые годы прошлого века, огромное количество «Нив» уходило на экспорт. Отличной рекламой для этой машины стала... снежная зима 1979 года в Германии. Владельцы Mercedes и BMW, застрявших в снежном плену, завистливо провожали глазами полноприводные «Нивы», которые спокойно выезжали на заснеженные автобаны... а потом набирали телефоны автоцентров «Лады», для того, чтобы записаться в очередь на внедорожник.
Неизвестно, байка это или нет, но есть слух, что в 1981 году очередь на вазовский джип была длиннее, чем на «Гелендваген». И если на Родине эта машина проектировалась в первую очередь для колхозников, рыбаков и охотников, то за рубежом «Нива» получила признание как автомобиль для правоохранительных органов. Причем, за неприхотливость и высокую проходимость российский джип продолжают ценить в полиции зарубежных стран до сих пор. Например в 2002 году в одном из горных городков Чешской Республики в конкурсе на поставку автомобилей для криминальной полиции победили именно вазовские машины. А Словакия использует доработанные «Нивы» до сих пор.
Lada 4x4, она же «Нива», она же ВАЗ-2121, поставила не только рекорд по популярности за рубежом среди советских и российских автомобилей. На ее счету есть еще несколько достижений, которые занесены в книгу Гиннеса. Например, в 1999 году этот вседорожник заехал на Тибетское плато в Гималаях (высота в 5726 метров над уровнем моря). В 1998 году тольяттинский джип покорил Северный полюс. А на Южном полюсе (или по крайней мере близко к нему) «Нива» проработала более 15 лет. Википедия сообщает, что Lada 4x4 в течении этого срока была «рабочей лошадкой» сотрудников российской полярной станции «Беллинсгаузен». Стоит отметить, что дорог в Антарктиде в общем-то нет в принципе, а температура эксплуатации составляла диапазон от -54 до +10 по Цельсию.
Председатель независимого профсоюза АВТОВАЗа Петр Золотарев рассказывает, что двухмиллионный джип мог и не сойти с конвейера.
«Когда АВТОВАЗ подписывал договор с General Motors и планировался запуск производства Chevrolet Niva, одним из условий контракта было прекращение производства «старой» «Нивы». Американцы считали, что «старичок» составит конкуренцию новой машине. И только через вмешательство Федеральной антимонопольной службы и Госдумы РФ удалось отстоять место «Нивы» на конвейере», – рассказывает Петр Золотарев.
По его словам, во время кризиса 1998 года, когда покупательская способность населения резко упала, единственной машиной, которая выходила заводу «в плюс», оставалась «Нива» – кризис-кризисом, а надежные и проходимые колеса нужны.
Фото: Фото с сайтов Autowp.ru, My-niva.ru, Wikipedia.org